Из Белого озера в Кубенское , через шлюзы Северо-Двинской системы.

Парусный поход Белое озеро - Кубенское озеро (Северо-Двинский канал, шлюзовая система).

11-16 июня 2007 г.


(продолжение, начало см. на стр.1)

14 июня:

Просыпаюсь рано. Тихо, Солнце светит, птички поют... Андрей оказывается не ложился, всю ночь маньячил со спинингом. Витька протестует вставать в такую рань - ладно, пусть спит, не беда. Завтракаем с Андреем вдвоем, собираем лагерь.

Ребеночка прямо в спальнике переношу на катамаран и пристраиваю в кокпит за мачту, убрав оттуда часть вещей и расстелив два спасжилета в кач-ве матрасика. Нормально, пусть отсыпается, погода позволяет.

7:30 Переходим к шлюзу, докладываю о прибытии. Все Ок, но на этот раз нас нельзя запустить сразу: с противоположной стороны в камеру уже заходит корабль. Нам надо дождаться, пока он выйдет с нашей стороны. Ладно, перешвартовываемся немного за угол "направляющих", чтобы не мешать выходу. Андрей сразу возвращается к любимому занятию, а я наблюдаю за шлюзовкой. Зрелище впечатляющее, баржу вставляют в камеру с зазором сантиметров в 20.

Наконец, процесс заканчивается, баржа проходит мимо, и мы готовимся войти в ворота. Но дежурный на воротах машет нам не входить, типа сейчас еще один пароход с вашей стороны подойдет, вы после него зайдете. Ок, ладно. Большие пароходы - это святое. Обратно отводим катамаран от ворот в сторону, привязываем. Сын сладко спит, Андрей ловит рыбу, а я снова гуляю с фотиком. Проходит еще пол-часа. Хочу уже идти на центральный пост, чтобы выяснить - а где же он, обещанный попутный пароход? Может, он на самом деле только вышел от первого шлюза? И тут вижу - а ведь действительно! Прямо в узком канале расходятся две встречных баржи. На самом малом, впритирку, касаясь береговых свай канала.

Примечание: на самом деле, при входе во все эти узкие, рукотворные каналы, на берегу стоят знаки о запрете встречного расхождения.

Дождались, оно заходит в шлюз:

Проясняется сущность местных грузопотоков: из глубинки вывозят лес, обратно гонят стройматериалы, Чтож, логично. Заходим вслед за толкачом в камеру шлюза, швартуемся как можем (здесь перепад уровней больше 2 метров, на длинном конце катамаран изрядно болтает потоками воды. По-хорошему, надо бы швартоваться двумя концами с носа и кормы, но переделывать уже поздно.

Еще есть большое опасение что когда на выходе толкач поддаст газу, нас оторвет и размажет о дальнюю стенку... Но ничего, обошлось. Совсем немного поколбасило, удержались.

10:00 Благодарим за шлюзовку, выходим. Нам советуют держаться за баржей, чтобы с ней заодно все остальные шлюзы пройти, однако она делает километров 12 в час, и сразу уходит в отрыв.

Теперь мы находимся в зарегулированной части реки Порозовицы. Можно сказать, целое водохранилище, протянутое с запада на восток. Здесь гораздо шире, чем во вчерашних каналах, 100 - 500 м. И здесь дует правильный ветер! Идем 7-9 км\ч, отличная погода. В р-не точки 35 реку перегораживает самая большая лава из нами встреченных, метров 50 длинной. Останавливаться не потребовалось, дежурный нас заметил издалека, и сам открыл нам дорогу. Прошли под парусом.

Остановились на второй завтрак (а для Витьки - первый):

После еды Андрея начинает плющить - дает о себе знать бессонная ночь. Погода позволяет, и я отправляю человека поспать. Парус периодически перекладывает, поэтому на всякий случай лежим на противоположных откренках:-)

13:10 Новый шлюз. По карте поселок называется "Шлюз номер пять", но откуда надо считать чтобы он получился пятым, Штирлиц так и не догадался. Для нас он третий, если считать сдвоенный за один, и четвертый, если считать сдвоенный за два разных. И второй, если считать от Кубенского озера. Но ни с какого боку не пятый! Здесь как-то сходу все прошло - видимо, уже процедура шлюзования входит в привычку :-)

Примечание: впрочем нет, вру - именно на этом шлюзе, при хождении по мосткам, подо мной подломилась гнилая доска, и я чуть не провалился в реку с двухметровой высоты. И от резкого толчка потерял любимую походную оранжевую бейсболку с номером М560, а заметил пропажу только через добрый километр после выхода из шлюза. Это у меня уже вторая потеря оранжевой походной бейсболки с номером - первую унесло в прошлом году, когда штормило на Московском Море..

Персонал сообщает, что ждали нас еще вчера. Видимо, здесь привыкли что всю цепочку судно должно пройти за один световой день.

Примечание: все знаки и бакены в канале без подсветки, единственные огни это шлюзовые светофоры.

14:15 Все, халява с ветром кончилась. Река сворачивает почти под прямым углом к югу, и наступает тот самый случай, когда ни так ни этак. Лавироваться тесно, а мотор не справляется. Решаем переждать. Встаем на неспешный обед. Точка ТО7. Снова заряжаем коптильню (пока стояли перед шлюзом, Андрей надергал целый карман мелкой рыбы. Ольховые опилки, все дела...и снова неудача, опять передержка. Получается что-то типа покупной сушеной закуски к пиву. Разумеется, она все равно съедается, но Андрей недоволен результатом. Он снова идет на берег, и буквально через 10 минут приносит приличную щуку, как раз чуть покороче коптильни! Третья попытка. Внешний жар на минимуме, время процесса сокращено. Удача! Нежная, сочная, ароматная копченая рыба, 20 минут назад еще плававшая в реке и тоже пытавшаяся кого-то сожрать... Кайф!

За этими приятными заботами как раз дождались некоторого захода ветра по часовой, теперь он нам снова очень даже подходящий.

16:50 Продолжаем движение.

17:30 Еще один шлюз! Как оказалось, последний. А называется "номер семь", т.е. мы где-то пропустили шестой странным образом...

Примечание: единственное, пришедшее мне в голову объяснение этого феномена в том, что в некую исторически-недалекую эпоху был проведен апгрейд гидросистемы. Часть шлюзов была усилена (более прочные и высокие камеры, деревянные ворота заменены на металлические и т.п. Это позволило сократить количество шлюзов в цепочке, за счет некоторого увеличения перепада воды на оставшихся. А названия остались прежними, "пятый, "седьмой" и т.п.

Здесь снова некоторая заминка, кто-то из необходимых действующих лиц шлюзового персонала куда-то отошел...Наконец, появляется. И типа не понимает, почему нас надо шлюзовать без очереди. Ссылаюсь на распоряжение Г.В.Благодатного, начальника всего вологодского района водных путей. В ответ вопрос, а готов ли я показать бумагу с его подписью... Я говорю - конечно есть, щас все покажем, готовьте воду...

Примечание: на самом деле у меня есть присланная мне Михаилом по эл. почте копия письма-запроса на шлюзовку нашего корабля, но никаких подписей и печатей на ней нету, т.е. удовлетворил ли тов. Благодатный просьбу, из неё мягко говоря непонятно:-)

В конце-концов оказывается, что человек просто прикалывался, ваньку валял от скуки. Видимо, хотел развести меня на неадекватные поступки. Никакой бумаги ему не нужно, все звонки о нас давно поступили, как сверху от начальства, так и снизу, от предыдущих шлюзов. Просто они тоже ждали нас еще вчера (причем, эти-то ждали дольше всех!), и в кач-ве компенсации позволили себе немного поиздеваться над незадачливым столичным судоводителем. Входные ворота открываются, нам можно заходить. Весь персонал собрался над нами на стенке и смотрит на невиданное диво - надувной парусный катамаран. Смотрят примерно как... ну, как если бы к ним по речке вдруг приплыл бегемот, и человеческим голосом попросил его прошлюзовать :-)

Идем дальше. Постепенно начинает чувствоваться приближение устья - русло расширяется метров до 100, лес отходит далеко в сторону, берега - сплошной камыш. Появляются крупные, озерные чайки. Ветер периодически стихает, и мы опять провоцируем его, заводя косилку. Помогает. Сожгли уже в общей сложности три расходных бачка, по инструкции обкатку-приработку можно считать законченной. Поэтому я начинаю играться с подбором оптимального винта: последовательно ставлю двух, трех, четырехлопастник, слушаю движок, пытаюсь сравнить скорость. Сравнение получается плохо, потому что еще ветер вносит свою лепту. Тем не менее, удается для начала отделить перспективные экземпляры, с которыми имеет смысл поиграть тонкой настройкой шага, от явно тяжелых.

В районе точки 50, одна из излучин опять заворачивает прямо против ветра. Но здесь это уже не страшно, ширина и глубина позволяют пройти неск. сотен метров в лавировку.

21:05 Здравствуй, Кубенское озеро! Проходим около километра, ветер слабый юго-западный. Волны в этой части озера нет - мы близко к наветренному берегу. Есть мысль сразу двинуть 7-9 километровый переход на мыс (район точки 52, немного не доходя оной). Но благоразумие побеждает: лучше отложить до утра, сейчас мы слишком устали, а главное - совершенно расслаблены длительным хождением по тихой воде. Все без непромоканцев, вещи непривязаны толком. Большие водоемы в таком виде пересекать рискованно. Вижу справа приятные места - песчаные пляжи. Резко сворачиваем туда.

21:30 стоянка. Точка ТО8.

На горизонте в центре видно устье Порозовицы, из которого мы пришли в озеро:

Пока готовится ужин, Андрей достает еще одну щучку. Для разнообразия я пробую зажарить её в масле. Получается тоже неплохо, острее чувствуется правильный, естественный вкус свежей речной рыбы. И контролировать готовность проще :-) А Витька наступает на газовую плитку, получает от папы подзатыльник, и весь обиженный удаляется в палатку. Поэтому съедаю щуку один, запивая "Рябиновой-на-коньяке".

Попробовал вытягивать катамаран из воды и двигать по берегу при помощи катков. Класс! Теперь обязательно буду брать девайс, особенно когда матросом дама или ребенок. Правда, надо еще подумать над внутренней набивкой: пенопластовые шайбы, которые я сделал к этому походу, склонны к вылезанию. В остальном все Ок, как аварийные кранцы и как катки.

Сегодня пройдено 34 км по маршруту. Доля лавировки несущественна.


15 июня:

На рассвете отшумел сильный дождь. Встали где-то в 8.30. Ветер здорово поменялся, отошел к западу с усилением. Для нас - бакштаг, то что доктор прописал. Здесь, на наветренном берегу и под прикрытием леса, вроде спокойно, но на просторах озера должна быть нормальная волна. Собираемся, крепим барахло тщательнее чем по речному раскладу. Беру рифы на гроте - нам безопасность важнее скоростных достижений.

10:45 Отходим. Выходим из тени берега, волна еще невелика, но как только поймали нормальный ветер - носы начинают нехорошо рыть воду. Перегруз передней палубы. Главным образом за счет полной канистры бензина, будь она неладна! Возвращаемся обратно у утреннему берегу (не прошли и километра), перераспределяем груза. Канистру под мачту, палатку на боковой подвес вне кокпита. На передней палубе остается одна большая, но легкая герма со спальниками.

Примечание: при домашнем изучении записанных треков, на этом участке обнаружились забавные данные:

1 15.06.2007 10:48:28 104 m 38 m 0:00:05 27 km/h 108° true N59 48.726 E39 05.803
2 15.06.2007 10:48:33 96 m 13 m 0:00:03 16 km/h 68° true N59 48.720 E39 05.842

Интересно, действительно ли разгоняло груженый Ветер в отдельные мгновения до 27 км\ч, или это ошибка прибора? Или носы зарывало именно от скорости, а не от неудачной загрузки?

11:20 Второй отход. Ага, такая развесовка значительно лучше, носы не тонут. Ложимся напрямой курс на точку SPASK (остров Спас-Каменный). Похоже, ветер заходит еще дальше к западу, т.к. стаксель начинает экранироваться гротом. Пытаюсь скрутить его совсем, и тут обнаруживается техническая проблема, с которой я раньше не сталкивался: оказывается, на ветрах такой силы моя система закрутки ведет себя не лучшим образом. Во-первых, при таком ветре первые обороты паруса вокруг штага ложатся с неимоверной плотностью и морщинами, в результате к концу закручивания шнур с барабана уже весь размотан, а часть паруса еще остается не скрученной. И во-вторых, имеет место быть нештатный перекос полотнища вверх, в результате у фалового угла после скручивания, вместо ровной колбасы остается бешено заполаскивающий "карман" из ткани. Разворачиваемся в левентик, распускаю стаксель обратно, сматываю - опять нехорошо. Наконец, понял как решить вторую проблему: перекос устраняется, если при сматывании со всех сил обтягивать шкотовый угол вниз. С нехваткой витков шнура на барабане дело хуже.

Валимся обратно на курс, так меньше болтает (волна где-то 0,5 м). Кое-как с колен тянусь из кокпита к стакселю, отцепляю шкоты, вручную заматываю шкотовый угол на недостающие 3-4 оборота, цепляю шкоты обратно. Получилось. Теперь все становится гораздо приятнее. Ничего не полощет, нечего не напрягает ни матчасть ни рулевого. С зарифленным гротом и без стакселя стабильно идем 10 -11 км\ч. Через 10 км приближаемся к песчаному мысу, далеко выдающемуся в озеро с левой стороны, и встаем для небольшого отдыха перед решающим броском через самую широкую часть водоема. Ветер навальный. Опасаясь проблем с навалом на кусты на скорости, я опускаю грот метрах в 60 от берега, надеясь срулить на избранную точку под рангоутом. Малость ошибся, переоценил способность управляться под рангоутом, без шверта и с полуподнятым рулем. Прибило к кустам метрах в 20 от избранного пляжика. С немалым трудом вручную передвигаемся на нужное место (прибой молотит о кусты, дно в кочках и ямах, единственные высокие сапоги - у меня).

Наконец, передвинулись на ровный пляж, зафиксировали Ветер носами строго против волны.

Выгрузили кухню, перекусили горячим.

Уже собираемся двигаться дальше, но видим как с юга быстро-быстро натягивает нехорошую тучу. Решаем переждать неминуемый шквал на берегу, раз уж все равно сидим уже. Командую Витьке быстро-быстро паковаться в непромоканец., сам пакую продовольствие, закрываю контейнеры, прячу все лишнее в гермы... Скорость приближения грозы поразительная, вот уже исчез из виду южный берег, я судорожно застегиваю куртку, а уже летят первые капли...

И тут ОНО УДАРИЛО! Блин, надо было догадаться снять сапоги и встречать ливень босиком... В одну минуту сапоги наполняются водой, стекающей с одежды. Ветер такой, что тяжело стоять на ногах - интересно, каково бы нам было на открытой воде?!? Пытаюсь сделать снимки, прикрывая аппарат от потоков воды.

Где-то минут 15 стихия бушует по полной программе. Потом с полчаса проходят хвосты. Как только дождь заканчивается, мы складываемся и отходим. К счастью, ребенка совсем не промочило, пересидел под кустом собравшись в комочек, штаны были выпущены поверх сапог. Ну, а мы обсохнем и по пути.

Выходить приходится контргалсом, практически в обратную от правильного курса сторону. Выходим на ветер, ложимся на курс, я бросаю взгляд на оставленную нами площадку, и вижу ярко-оранжевое пятно на траве. Забыли спасжилет!

Примечание: так получилось, что уже отогнав от стапеля машины, обнаружилось что число спасиков почему-то превышает число членов экипажа. Идти пешком и убирать в машину было уже влом, поэтому лишний спасжилет так и ехал с нами, выполняя роль подушки, сидушки и т.п.

Крутим поворот, идем обратно к берегу, я соскакиваю, хватаю спас (катамаран еще не успевает вылезти на берег),

14:55 Отходим по-новой.

Примечание: на треке этой части перехода дома тоже найдены впечатляюшие цифры:

1 15.06.2007 14:52:07 99 m 111 m 0:00:14 28 km/h 89° true N59 45.081 E39 13.459
54 15.06.2007 15:05:55 111 m 32 m 0:00:06 19 km/h 155° true N59 44.658 E39 13.971

После прохода оконечности мыса погода окончательно налаживается, небо очищается от облаков

.

А волна понемногу растет:

Ветер заходит все дальше в корму и усиливается. Сворачиваем стаксель. Проходящие под палубой гребни волн сильно бьют в поднятый шверт и раскачивают его в коробке. Опускаю шверт - удары под палубой прекращаются, но на порывах начинает жутко приводить. В определенный момент у меня появляется опасение за прочность руля. Убираем грот, разворачиваем стаксель. Совсем другое дело! Опять пошли стабильно, устойчиво, без напряжения нервов и матчасти. Скорость ~8 км\ч. Из-за горизонта появляется наша цель, остров Спас-Каменный.

Волны в среднем не превышают 0,5 м, нерегулярные. Но изредка с кормы приходят "пакеты" из четырех-пяти значительно крупнее. Но они длинные (6-10 м), медленно обгоняют нас и уходят вперед без всякого вреда. Остров быстро приближается.

Примечание: новое в матчасти моего Ветра на этот раз - свежий восьмиточечный паук на увеличенном шпрюйте. Ведет себя замечательно, рама на волне больше не играет и не поскрипывает. При прокатывании гребня волны под днищем, одна из задних струн издает красивый звук ОМММ.

Ветер немного стихает, уже нет барашков по всей площади озера. Делаем попытку поднять грот, но не получается поставить катамаран в левентик, все время уваливает. Ладно, дойдем и под стакселем, уже недалеко. От острова отваливает катер типа "Путейский" и уходит в сторону Вологды.

Примечание: это регулярное сообщение между островом и большим селом Кубенское в юго-восточной оконечности озера. Кораблик носит имя "Филин".

Вид в корму:

Решаем обходить остров слева, и искать место высадки в ветровой тени. Ветер успокаивается, уже позволяет фотографировать стоя у мачты в полный рост.

Нашли место для высадки - край каменистой на северо-восточной оконечности острова.

Примечание: летом эта коса пологой дугой протягивается до материка, и на остров можно проехать на УАЗике.

18:30 Прибытие. Цель похода, можно сказать, достигнута.

Пройдено за день 36 км, лавировка несущественна.

Подходит обитатель острова. Я тактично испрашиваю разрешение на высадку на святую землю. Все Ок, о нашем приходе островитяне давно уже предупреждены (стараниями все того же Михаила из Вологды), нас ждут уже два дня, и волновались, сможем ли мы пересечь неспокойное озеро, сможем ли благополучно выдержать грозовые шквалы... Вобщем, все идет по плану. Человек уходит, чтобы не мешать нам выгружаться. Пользуясь моментом, мы с Андреем быстро опрокидываем по паре стаканчиков для снятия стресса.

Примечание: Михаил предупредил нас, что остров живет буквально по монастырскому уставу, и всякое светское разгульство на нем не приветствуется. Поэтому на подходе я строго инструктирую команду, чтобы вели себя достойно, аки в храме. Андрей беспокоится, типа а где же ему курить... На деле все оказалось немного проще, но свою ежевечернюю морскую норму мы тем не менее, на всякий случай, постарались принять максимально незаметно от окружающих :-)

Разгружаем катамаран, выносим его на берег, развешиваем промокшие шмотки по кустам. Далее начинается культурный досуг: Андрей за свое любимое занятие, а мы с сыном идем осматривать остров.

"Центральная площадь" острова. Из-за бани видна мачта нашего Ветра. На воде можно различить дугообразную линию отмели, уходящую к материку. Витька лазает по гусеничному вездеходу.

Тут к нам подходит еще один милейший островитянин, и сообщает, что ночевать нам сегодня можно не в палатке, а в нормальном каменном доме, в спец. гостевой комнате для паломников. Отлично, а то палатку тут особо и ставить некуда. Потом любезно проводит для нас обзорную экскурсию по острову, и показывает музей. Не знаю кому как, а мне - очень интересно, я люблю такие места:-) Когда-то здесь был очень красивый островной монастырь, да еще, добрых 250 лет с Божьей помощью, выполнявший благородную миссию спасательного центра для всех терпящих бедствие на озере. Большевики закрыли монастырь, а в 1935-ом году центральный храм взорвали... Грустно.

Колокольня:

Остатки "братского корпуса", двухэтажного здания с кельями для монахов:

Вид на озеро и прибой с наветренной, северо-западной части острова:

Во время нашего подхода вроде немного затихло, а потом обратно начало раздувать.


Продолжение на стр. 3

 



SpyLOG Яндекс.Метрика