Из Белого озера в Кубенское , через шлюзы Северо-Двинской системы.

Парусный поход Белое озеро - Кубенское озеро (Северо-Двинский канал, шлюзовая система).

11-16 июня 2007 г.


Фрагмент карты вологодской обл. с нанесенным маршрутом:


Стартовали из Москвы 10 июня в 17:50, были в Ярославле 22:15, ночевали на даче у родственников. Туда же глубокой ночью, не без приключений, добрался и Андрей.

11 июня.

7:10, старт. В р-не Грязовца, проезжая через речные низины, наружный электронный термометр машины фиксирует температуру 0 -1 градус! На взгорках рывком перескакивает на+ 7С. Ближе к Вологде теплеет до +11С.

9:30 - Вологда. Остановка: Андрей нашел рыболовный магазин и затаривается крючками и блеснами. Я начинаю звонить Виталию из Липина бора, с которым есть договоренность насчет оставить у него машины. Телефон не отвечает.

11:30 - знаменитое Ферапонтово, исторический памятник включенный в список ЮНЕСКО. Останавливаемся для короткого осмотра.

12:45 Липин Бор. Дорога упирается прямо в берег Белого озера. Остатки бетонного пирса, узкий песчаный пляж и сразу за ним - полувысохшее болотце, заросшее осокой. Все это не очень удобно для сборки катамарана, но... Как будто специально для нас приготовлена дощатая площадка неизвестного назначения. До воды 10 метров. Идеальный стапель, если не ронять винты в щели меж досками :-)

Примечание: местный мужик сказал, что когда-то на этой площадочке торговали пивом :-)

Едем решать вопрос со стоянкой. Как и было обещано, совсем рядом находим улицу и дом Виталия, но... дверь заперта и телефон по-прежнему не отвечает. Но через дорогу от дома Виталия - отделение милиции. Идем туда и объясняем ситуацию: у нас-де спортивное мероприятие, согласованное аж в самой Вологде, нам надо оставить машины под охраной на несколько дней, и т.д. и т.п.... Менты зовут начальство. Начальник дает добро! БЕЗ ДЕНЕГ, хотя я и сказал, что в принципе, мы готовы на некую разумную сумму... Даже оскорбились, типа "Это в вашей Москве милиция деньги берет, у нас тут по-человечески все решается". Класс! Везде бы так :-) Довольные, едем опять на берег.

13:05 Начало сборки.

16:35 Катамаран собран:

Обедаем.

Отгоняем машины к отделению милиции, сдаем ключи дежурному, возвращаемся. Сбрасываем наше судно на воду, грузим вещи.

17:20 Отход!

Ложимся на курс по GPS, до точки входа входа в Шекснинское водохранилище 21 км.

Примечание: это точка "UST", я перед походом около 50-ти характерных точек на весь наш маршрут снял с космоснимка и залил в GPS.

Погода великолепна. Озеро встречает легким ветерком с юго-юго-запада (для нас - острый бейд). Делаем 4-5 км\ч. Горизонт в жарком мареве, близкое кажется далеким, далекое близким...Прямо по курсу, буквально в километре - скопление каких-то палочек торчит из воды, решаем что это вешки, отмечающие место рыбацких сетей... Пока решаем с какой стороны обходить, оптический обман рассеивается, и оказывается что это не тонкие палочки, а вышки сотовой связи на противоположном берегу озера. Из-за горизонта чуть правее нашего курса постепенно встает Белоозерск. А ближний берег озера, чем дальше от Липина Бора, тем менее и менее гостеприимен. Камыш, осока, и пеньки, торчащие из воды. Видимо, в результате строительства Волго-Балта, уровень озера был несколько повышен, а зачищали затопляемые земли кое-как... Короче, стоянок нет. Но нам вроде пока и не надо.

Километров за 6 до точки входа в Шексну, ветер выключается. Наступает очередь косилки. Это совсем свежая косилка, купленная буквально за 2 недели до похода. Еще необкатанная, и даже не пробовавшая воды ни разу. Я еще не знаю её скоростных качеств и экономичности, и не знаю, сколько нам придется двигаться на этом маршруте под мотором. Поэтому везу с собой: 2-литровую бутылку со смесью бензин\масло, начатый флакон двухтактного масла Husqvarna где-то на 23 литра смеси,
1,5 литровую бутылку чистого и 20-литровую канистру чистого бензина.

Примечание: И еще всю дорогу беспокоился, а хватит ли? Не застрянем ли без топлива и ветра в каналах? Причем, бензин-то я еще может быть достану, а вот приличное двухтактное масло - не факт... А в результате, за весь 170-км поход мы сожгли всего... 1,7-1,8 литра! Канистра приехала домой нетронутая. Надо было брать литров 5, не больше.

Под мотором:

На период обкатки, изготовлен и поставлен специальный легкий винт, не нагружающий наш моторчик понапрасну. Скорость с ним 4,5 км\ч.

22:00 Постепенно втягиваемся в устье Шексны. Обходим справа затопленную церковь. Вид издали и спереди - ничего так, веселенький. Кажется, можно прямо на лодке аккуратно под своды въехать.

Вблизи оказывается, что центральная часть храма обрушена, уцелевшая алтарная стена покосилась и держится непонятно на чем... Впечатление совсем другое, угнетающее.

Со стороны озера подходит баржа, обгоняет нас, и уходит на точку 01, где судя по космоснимку, нечто типа моста или понтонной переправы на дороге Ухтома-Каргулино. Действительно, впереди справа несколько зданий, дебаркадер, несколько небольших судов, а вдоль левого берега - цепочка понтонов. Ага, переправа разведена! Значит, надо пользоваться моментом, пока не закрыли. Подходим ближе...

23:00 Теперь видно, что я напрасно торопился, понтонный мост ставят здесь только на зиму, а в период навигации ходит маленький автопаром на 2-3 машины. Проходим еще около километра, и встаем на ночь на правый берег. Что-то типа заливного луга, трава по-пояс. Берег похоже искусственно укреплен небольшой отсыпкой из гравия. Не очень живописно, но переночевать сойдет. Разбиваем лагерь, вытаскиваем катамаран, ужинаем, отбиваемся.

Пройдено 26 км. Без лавировки, точно по курсу.


12 июня.

Поскольку накануне был тяжелый день, встали около 8:30. Выходил из палатки на рассвете - был полный штиль и ясное небо, а сейчас пасмурно и слегка задувает встречный ветерок. Жаль. Завтракаем, собираемся.

9:45 выход. Ветра почти нет, поэтому сразу отходим на моторе. Проходим метров 50, и тут до меня доходит, что я не только не помню, чтобы лично клал воздушный насос, но и не вижу его в кокпите. Короткий опрос команды - точно, никто насос с утра на катамаран не грузил. Поворачиваем. Выскакиваю на место стоянки - точно, вот он! Густая трава - враг туриста... Ну и невнимательность, конечно, тоже... Плывем дальше. Однако, по мере того, как разлив поворачивает к югу, встречный ветер все усиливается. И вскоре мотор становится безполезен. И начинается долгая лавировка... Осложненная порывистым ветром, волной, узким судовым ходом и интенсивным движением самоходных барж по фарватеру. Но главное - по всей несудоходной части разлива тут и там торчат целые поля пней! Видимо, ложе водохранилица в этом месте готовили под заливку зимой, и деревья пилили как могли. А снег растаял и остались метровые, если не больше, пни... Ужас. А дно, как и положено на северных реках, каменистое. Легкую фракцию лесной почвы снесла вода, остались камни. Короче, абсолютно враждебное паруснику место.

Вместо длинных галсов повороты приходится крутить буквально каждую минуту, уворачиваясь то от самоходок, то от полей пеньков. Не закладываю в стопор фал опускания шверта, чтобы он легче отбивался назад при проходе каменных гряд. Когда после многих каменных, однажды попалась щадящая шверт песчано-глинистая отмель, она немедленно было названа Отмелью-с-Человеческим-Лицом. Поржали немного. Нервным смехом:-) Постепенно миновали точки 02, 03, 04. Несколько раз ловили подводный пень баллоном. Без последствий.

Примечание: кбольшому сожалению, от таких этапов не остается никаких фотографий, т.к. глаза-мозги-руки на 100% заняты управлением лодкой. Про фотоаппарат даже не вспоминается.

13:30 встали на левом берегу на обед, немного не дойдя до точки 05. Отметил точкуТ1. Нормальное место, песчаный пляжик и прикрывающие от ветра кусты.

Поели, идем дальше.

16:25 пройдена точка 06.

17:20 пройдена точка 07. Снова остановились передохнуть, попили чаю. Отметил точку Т02. В этой части водохранилища, ветер вообще чуть не юго-восточный! И ессно, вдоль русла точно в морду. Только на изгибах русла получаются отдельные более выгодные, длинные галсы.

Где-то в этой области наконец-то заканчиваются поля пней, и появляется возможность свободно лавироваться от берега до берега. Однако, подсознательно все равно долго еще ждем в любой момент удара по шверту.

Русло постепенно поворачивает к востоку и расширяется, ветер уже не точно лобовой. Рисуем пилу, длинный галс - контргалс, дело идет повеселее.

Вскоре после точки 09, получаем возможность идти в бейдевинд по генеральному курсу. Впереди - Горицы, очень красивый монастырь в окрестностях Кириллова:

Фарватер здесь разделяется средней величины островом надвое, мы проходим по левому протоку, ближе к Горицам.

А затем, последний на этот день контргалс, затем длинный галс, и становимся на ночлег. Неплохое место, но сил поднимать катамаран из воlы на высокий берег уже нет. Оставляю на воде, подложив под трущийся о берег поплавок свои новые катки-кранцы. Вроде нормально получилось, баллон с камнями не контактирует. Андрей поймал судака сантиметров 35, закоптил в портативной коптилке, но передержал. Мясо сухое, а часть совсем сгорела. Тем не менее, мы с Витькой его радостно съедаем, все равно вкусно! Ветер на ночь на этот раз не затих совершенно, продолжает дуть как днем. Часа в четыре утра слышу - характер звуков со стороны лодки изменился. Вылезаю, смотрю: ветер изменился, зашел к юго-западу, и теперь волна шарашит точно в наш берег. Кранцы на усилившейся волне, ессно, сместились, и баллон опять трется о камни. Ладно, спросонок в одиночку взгромоздил Ветер на 2-метровый береговой откос :-) Успокоенный, лег досматривать сны.

Пройдено ок. 55 км по трекам. По маршруту 30 км.


13 июня.

9:40 отход. Сегодня уже не пасмурно, но ветер явно усилился. Перед выходом рифим грот, надоело нервничать и сбрасывать порывы.Один длинный и приятный галс, а потом опять начинается шныряние влево-вправо. Однако, со вчерашним днем никакого сравнения: светит Солнце, пеньков в русле нету, благодаря рифам порывы уже не нервируют. Но минус: река здесь узкая с высокими берегами, под каждым берегом ветровая тень... Все вроде в порядке, а лодка тольком не идет. За два галса всего метров 60 по курсу выигрываем, без толку мечемся между берегами (эта засада где-то посередине между точками 12 и 13).

Но вот, наконец, последний поворот русла (к востоку), и ветер становится боковым... Проходим поселок Иванов Бор, с двумя погрузочными терминалами для барж, и большим высоким автомобильным мостом.

Дальше, наконец-то, чистый фордак. Рифы отданы, стаксель на бабочку, скорость 8-10 км\ч, бодро идем прямо на точку 15NK, что означает "начало канала" :-)

13:15 Вот он! на фарватере бакен с вертикальными полосами (ответвление судового хода). На левом берегу на мысочке небольшая вывеска, "Северо-Двинский канал", прямая протока метров 20 шириной, и в конце - ворота шлюза. Паркуемся на разумном расстоянии (кто их знает, этих шлюзовых, может перед самыми воротами оне не любят?). Иду искать диспетчерскую. Тут все строго, территория стратегического объекта наглухо обнесена колючкой. Проход обнаруживается, как всегда, на дальнем краю территории (оказывается, местные ходят проще, но я-то этого не знал). Деревянные, выкрашенные веселой желтой краской домики типа дачных: вахта верхних ворот, вахта нижних ворот, и примерно посередине - главная управляющая изба, диспетчерская.

Подошел, предствился. Все ОК, звонок про нас от вологодского начальства всей гидросистемы действительно поступал.

Примечание: еще раз спасибо вологодскому радиолюбителю Михаилу UA1QV, с которым мы познакомились через форум Катера и Яхты, и который лично сходил в Управление Вологодского района водных путей и пробил разрешение на наш проход через систему шлюзов и каналов.

Дежурная тщательно записывает в журнал все данные судна: габариты, бортовой номер, тип, название проекта, и даже предприятие-изготовителя (на следующих шлюзах цепочки это уже не потребовалось). Отзвонила куда-то по-инстанции, попросила предъявить документ, удостоверяющий право управления. Показал свои маломерные права ГИМС. Все, "сейчас для вас подготовят воду" (Подогреют что ли, хехе?). Но потом Штирлиц догадался, что на шлюзовом жаргоне это означает приведение уровня воды в камере шлюза к нужному уровню для входа судна. Возвращаюсь на катамаран, завожу и слегка прогреваю косилку. Вскоре ворота раскрываются, на светофоре загорается зеленый, заходим.

Шлюз как игрушечный, перепад всего около метра с небольшим. Стенки камеры деревянные. Правая старая, и полусгнившая, а левая - совсем свежий брус. Швартуемся конечно к левой, тщательно высматривая торчащие гвозди и щепки. Но кажется, все ок, стенка вполне гладкая. Но на всякий случай, за бортом у нас висят катки-транцы из пластиковой канализационной трубы - сотки, заполненные пенопластом. Внутренних рымов на стенках камеры нет, швартоваться предполагается за деревянные столбики вдоль края камеры.. Работник с крюком предлагает принять у нас швартовый конец и привязать за столб, но здесь нам кажется проще просто держаться руками за верхнюю кромку стенки камеры. Открывание ворот с электроприводом, а все остальное делается вручную, оператор проходит по кромке ворот и открывает заслонки для пуска воды.

Вот пошла вода, камера быстро наполняется. Удерживаем катамаран у стенки. Скорость наполнения по мере подъема снижается, но в целом весь процесс подъема занимает минут 10-15. Проливается короткий дождь, но мне не до дождя - я занят удержанием. Шлюзовые интересуются, как на нашем судне решается проблема плохой погоды. Узнав, что никак, предлагают переждать дождь "сразу за шлюзом в затоне". Отказываемся, т.к. согласно интернет-прогнозу, дожди ожидаются частые в течение ближайших двух суток (к счастью, реальность оказалась намного приятнее прогноза).

Открываются верхние ворота, выплываем. Сразу за воротами встречаем устройство, по-местному именуемое "лава". Понтонный мост, шарнирно закрепленный одним концом за берег, и имеющий на другом конце что-то типа водомета с электроприводом. Сверху ездят машины, ходят люди. А для прохода корабля запускается водомет, и штуковина бодро отползает в сторону, будто калитка (таких на нашем пути будет еще 4 штуки). Ага, вот что они называют затоном, небольшое расширение канала, а за ним - вторая камера шлюза. Здесь перепад немного больше, метра полтора, поэтому швартуемся как положено, за столб. Процедура наполнения повторяется. Открываются вторые ворота - выходим. Кричим большое спасибо за шлюзовку всем работникам (так Михаил советовал). Спрашиваю у последнего мужика, стощего на створке ворот, далеко ли до следующего шлюза? Отвечает, что следующая будет лава, а скоро ли - я так и не понял.

Картинка полученная с Google Earth:

1 - вход в Северо-Двинский Канал со стороны Шекснинского водохранилища

2 - первая камера.

3 - вторая камера.

Плывем дальше. Вот он, Северо-Двинский канал! Напоминает обычную подмосковную речку для байдарочных походов:-) Ширина метров 25-30, течения нет. вдоль берегов (от размывания?) сплошная забивка из деревянных свай, очень старая. Идем под мотором, скорость 5-6 км\ч. Погода опять наладилась, светит (и даже греет!) Солнышко.

16:00 Первая часть канала заканчивается, выходим в Сиверское озеро:

Чалимся к левому берегу прямо под белый береговой знак канала, обедаем.

Пока варится обед, Витька читает книжку, а Андрей, как всегда, любую свободную минуту использует чтобы побросать спиннинг. Вот и щучка:-)

17:31 - старт. Пересекаем Сиверское озеро, курс на точку 17. Ветер слабый, волны нет, Витька уходит читать книжку на переднюю грузовую палубу, где из мягкой гермы со спальниками делает себе такое удобное кресло, что прямо завидно смотреть :-)

Примечание: впереди по курсу - Кирилловская крепость-монастырь. По-хорошему, надо бы пол-дня на осмотр изнутри посвятить, оно того стоит. Но увы, у нас совсем нет лишнего времени на остановки.

Заходим влево за мыс у точки 17, и видим следующую лаву. Швартуемся, иду в сторожку. Стучу - тишина. На другом берегу новенький современный ангар, подхожу - объединенная служба МЧС, пожарная и скорая помощь под одной крышей. Где дежурный оператор разводного понтона? Никто не знает, но среди разных предположений слышу неприятное: "может они уже ушли". То есть, что ли до след. утра?!? Вот это будет нам засада... Возвращаюсь к сторожке, начинаю заглядывать во все окна, и вижу что внутри кто-то спит на диванчике! Тогда уже колочу в окна и двери по полной программе.

Вылезает худенький пожилой мужик, весь какой-то серый, пьяный в дым. Ничего не соображает абсолютно, на ногах стоит с трудом.. Никаких распоряжений и звонков он конечно же не получал. Минут 10 трачу пока он понял, что от него хотят.

- А ххгдеже корабль-то?!?

- Да вот за кустами стоит!

Не понимает, как это может быть корабль, но его не видно... Наверное, проходящие баржи его обычно судовой сиреной поднимают... Наконец, вроде соглашается: "Щас, разведем! Проходи!"

Я бегу к катамарану, и уже на ходу ясно понимаю, что сейчас будет: мы подойдем к лаве, но она будет закрыта, т.к. алкаш забудет обо мне и о своей функции как только я скроюсь из его поля зрения... Ну, точно, подходим, все закрыто!

Швартуемся за входное ограждение, вылезаю, бегу опять к нему:

- Ну, что же ты не открыл-то?!?

- А хххде корабль? Я уже открывал, никто не проходил...

Врет, зараза, нифига он не открывал. Швартовые веревки замотаны за столбы и завязаны узлами, шлагбаумы подняты, за 1 минуту он никак не мог все это хозяйство открыть и закрыть обратно.

- Помогай, ща разведу! - и ползет к щиту с рубильниками буквально на четвереньках.

- Я быстро разматываю швартовую веревку, опускаю шлагбаум для машин со своей стороны, мотор уже гудит, понтон пошел в сторону. Второй шлагбаум остался открытым, и какой-то мужик орет понтонщику, что типа что же вы черти делаете, ведь сейчас если поедет машина, то упадет в канал... А у меня следующая забота: ведь никакого корабля-то он сейчас по-прежнему перед собой не видит, и значит, открыв лаву до конца, сразу же переключит мотор чтобы закрыть её обратно! И раздавит наш катамаран нахрен... К счастью, Андрей тоже догадался, что принимать меня на борт уже нет времени. Подгребая веслом, он успевает провести Ветер через раскрытую лаву, и принимает меня на нижних мостках, в 20 метрах после нее. Уфф, проскочили! Русская экзотика, блин... :-)

Отмечаю точку LAVA, завожу косу. Через 1,2 км попадаем в озеро Покровское. Совсем маленькое, сразу виден входной створ в следующую часть канала.

Примечание: что еще нас поразило на этом маршруте, это идеальное состояние всей навигационной обстановки. Вехи, бакены, береговые знаки, информационные щиты на берегах о переправах, ограничениях надводного габарита и пр. - всего этого МНОГО, все свежевыкрашенное, и производит впечатление некоторой учебности, что ли... Вскоре Штирлиц догадался, что это все ему напоминает: детскую узкоколейную железную дорогу! Все "как по-врослому", да не совсем... И одновременно - некоторая нарочитость и избыточность, что ли... Например, на Волге плотность навигационных знаков на километр реки ниже в разы, хотя серьезность движения не сравнить... Наверное, этот канал мог бы быть отличной учебной дистанцией для юных судоводителей...

И только на следующий день, когда мы увидели наконец баржи, проходящие здесь, стало понятно что все это оформление неспроста. И не избыточно, а очень даже по-делу.

Входим в следующий отрезок канала. Где-то через километр - следующая лава. Подходим, собираюсь чалиться за стенку, но женщина с берега кричит, открывать или не открывать?

- Конечно открывать! - и лава открывается, проходим без задержки.

Пока проходим через створ, паромщица спрашивает, проходили ли мы предыдущие ворота, и если да, то почему ей не поступало звонка о подходе судна? Отвечаю: потому что дежурный там пьян до полной потери ориентации. Нам желают счастливого пути, и мы продолжаем путь. Андрей пытается кого-то ловить на ходу:

Еще 1,5 км - и новое озеро, Зауломское. Протяженное, ок.4 км, есть легкий ветерок. Попутный. Стоп косилке, ставим генакер.

Постепенно сзади нас нагоняет большая бяка. Резко холодает.

Командую Витьке одеваться для встречи с ливнем.

Однако, мрачный облачный фронт проходит над нами всухую. Входим в следующий канал. Смеркается, небо пасмурное. Периодически включается попутный ветер, поэтому чередуем мотор с парусом. Коса работает дразнилкой ветра, стоит её завести, как через минуту-другую приходит порывчик, и катамаран сразу разгоняется до 7-8 км\ч. Винт на этой скорости начинает аэрироваться, я глушу мотор и вынимаю косу из упора. Через некторое время ветер стихает. Когда скорость падает ниже 3 км\ч, я опять дергаю за шнур, и все повторяется.

21:30 Точка ТО5. Встаем для ужина и отдыха..

23:20 Идем дальше.

23:40 Пересекаем маленькое (1 км) Кишемское озеро, входим в Кишемский канал. Глубокие сумерки, но темнее уже не будет всю ночь. В принципе, для хода по каналу под мотором света вполне достаточно, июнь на севере удобный месяц для путешествий. Витька спит. После поворота канала, впереди открывается очень красивый вид: прямой как стрела и зеркально-спокойный канал, над ним высокий мост (Точка MOST, мы уже проезжали по нему из Вологды на Липин Бор), а в конце красным глазом горит светофор очередного гидросооружения.

0:30 Подходим. Это шлюз из канала в реку Порозовицу. По идее, по ночам маломерные суда не шлюзуют. Проверять, не сделают ли для нас исключение, уже не хочется, все устали. Поворачиваем обратно к входному створу канала, загребаемся на веслах в заросший травой заливчик. Находим на берегу боле-мене возвышенный пятачок для палатки, ставим лагерь. Переношу спящего сына, вытаскиваем катамаран на траву (кругом заболоченные луга, слегка возвышаетсянад окр. местностью только насыпь канала. Искать более удобное место уже лень, ночуем здесь.

Пройдено за день: по маршруту 47,5 км, по трекам лавировки примерно 55,6 км.


Продолжение на стр. 2

 

На главную стр. сайта

 



SpyLOG Яндекс.Метрика