Сборка парусного катамарана Ветер

Предисловие.

В марте 2005 года я приобрел парусный катамаран «Ветер». Знатоки предупреждали, первая сборка при отсутствии опыта может оказаться очень непростым занятием, найденные в Сети материалы на тему сборки тоже оказались неутешительны (так, на одном из сайтов я обнаружил предупреждение, что сборка в одиночку может занять 6-8 часов!). И вообще, во многих отзывах сквозило мнение, что «Ветер» – неплохой аппарат, но излишне сложный и трудоемкий в монтаже. На деле все оказалось не так страшно. Первая сборка (с одним помошником) заняла 4,5 часа, в прошедшие выходные (9 сент. на Мосморе) показатель был улучшен до 2,5 ч.

(Примечание 2011 год: ровно 3 часа в одиночку. Один раз позвал человека на помощь на 30 сек, чтобы перевернуть раму, и второй раз- чтобы подержать ставящуюся мачту)


Сборка.

Выбрано ровное место для стапеля, выгружены все четыре укладки:

1.Короткое» железо, трамплин, весь стояций и бегучий такелаж, мех, аптечка, якорь, спасжилеты и т.п. мелочь. (ок. 30 кг)
2.Баллоны, перо руля и шверт. (ок. 15 кг)
3.Всё длинное железо, весла.. (ок. 30 кг)
4.Паруса.


Открываем укладки 1 и 3, расстилаем палубу «лицом вверх»:


Первый важный момент: продеваем поперечную трубку кокпита (тонкая трубка с плавными изгибами на обоих концах) в соответствующий рукав-карман. В официальном Руководстве это одна из последних операций («Установка носового обтекателя»), но это настоящая засада: карман настолько узок, что на растянутой и прошнурованной палубе изогнутые концы трубы никак не проходят!


Переворачиваем палубу «лицом вниз». Расстилаем впереди от нее грузовой трамплин. Продеваем в карман грузового трамплина стаксельную поперечную балку (40 мм, на концах – болты), в карман палубы – «носовую» балку (50 мм). Раскладываем по порядку остальные балки поперечного набора: швертовую, шкотовую, кормовую (отличается наличием посередине развальцованной трубки, в которую должна заходить ось рулевой коробки).


Между носовой и швертовой устанавливаем продольную подмачтовую балку (швертовая коробка обращена к корме!). Под барашки подкладываем изогнутые шайбы. Справа и слева от палубы выкладываем элементы продольного набора: носовые части правого и левого верхних стрингеров (отличаются от кормовых частей тем, что не имеют шарнирно закрепленных планок с дырками – «вант-путенсов). Раскладываем параллельно стаксельной балке тросик шпрюйта штага стакселя (у меня – в сборе с барабаном закрутки и талью натяжения штага).
Собираем узел стаксельной балки: болт стаксельной балки проводим через крайнее отверстие стрингера, вместо шайбы одеваем пластину от тросика шпрюйта, наживляем барашек. Затягивать пока не нужно, сочленение должно иметь свободу.


Разкладываем в правильном порядке шпангоуты: малый-большой-малый по каждому борту.
Разворачиваем так называемый «паук», и раскладываем его: центр - в середине подмачтовой балки, передние тросы (с винтовыми талрепами) – к правой и левой оконечностям носовой балки, кормовые тросы – аналогично к швертовой балке.
Собираем первую от носа пару шпангоутов. Подстыковываем стрингера, затем цепляем талрепы «паука», сверху одеваем пластины с кольцами – нижние части мягких талрепов от передних вант. И снова не затягиваем барашки!


Ставим шверт: вставляем пластину шверта между щеками швертовой коробки, свинчиваем ось поворота, присоединяем укосы.

Важно: болты, проходящий поперек большого шпангоута – увеличенной длины, т.к. в эту точку заводятся и укосы шверта. Таких болтов в мешочке с крепежом всего два, чтобы не перепутать их с остальными, при разборке я оставляю их наживленными на укосы.

К носовым частям стрингеров подстыковываем кормовые. Вант-путенсы сейчас смотрят вниз, чтобы в нормальном положении катамарана они оказались смотрящими вверх.

Собираем вторую от носа пару – «большие» шпангоуты, вместо шайб под барашек идут задние тросы «паука».

(на данном фото установка паука не показана, потому что... забыл! Пришлось ставить позже, что не есть оптимально: надо будет обратно отворачивать гайки. Подобные отступления от правильной последовательности сборки не смертельны, но именно из-за них и набегает порой лишний час сборки).


Собираем третью пару шпангоутов – так же, как и первую:



Собираем на кормовой балке узел рулевой коробки с подкосами (тут тоже в тритоновском руководстве некорректно прописана последовательность действий, что приводит к сложностям: рулевая коробка не вставляется).

Примечание: на фото видно, что у меня верхняя часть оси рулевой коробки вставляется не в развальцовку непосредственно на кормовой балке, а в отверстие специальной пластины. Про эту доработку - читать здесь.



Замыкаем раму кормовой балкой, через крайние отверстия стрингеров. Под барашки вместо шайб одеваем концевые пластины еще одного тросика с кольцом посередине, аналогично тому, что ставили на стаксельную балку. Это будет так называемый погон блока грота-шкота.



Стыкуем продольный укос шарнира рулевой коробки со шкотовой балкой. Вместо шайбы под барашек заводится пластина с резиновым жгутом – оттяжка пера руля. (И еще я завожу на это соединение петлю снасти для подъема шверта, с блоком для удвоения усилия).



Для опускания шверта в рабочее положениеу меня предназначена другая снасть. Со сложенным вдвое резиновым амортизатором (который позволяет шверту откинуться при наезде на мель или иное препятствие), и с блоком для удвоения усилия. Проводится этот фал от носовой балки, через блочок на шверте, и обратно через носовую в щелевой стопор:



Теперь надо обойти всю раму по периметру, и окончательно затянуть все наживленные барашки – свобода перемещения деталей рамы более не актуальна.



Собираем нижние стрингера. Сходящиеся к носу и корме парные трубки соединяем болтом. Стыкуем среднюю часть каждого стрингера к кормовой части (телескопическое соединение с кнопкой-защелкой).



Продолжение на стр. 2

Яндекс.Метрика