12 авг. Одиннадцатый день.
Неудачный день. Встали, позавтракали и стали собирать лагерь. Кот как обычно,
увидев наши сборы, самостоятельно погрузился на катамаран, а потом… Видимо,
это место оказалось очень перспективно в плане мышей, и он решил еще раз, по-быстрому
сбегать на охоту. И пропал! Мы все собрали, пора отплывать, погода прекрасная,
а Кота нет!
Ищем, зовем, ходим в стороны по берегу и вглубь леса. Лес тяжелый, с заболоченными
канавами, заплутать легко. Кота нет. Остается ждать, что сам придет. Чтобы не
сидеть без дела и как-то отвлечься от неприятных мыслей о пропаже члена экипажа,
придумываю себе разные полезные занятия. Сменил масло в моторе, сжег отработку
на костре. Обратно разгрузил катамаран, поднял его на один баллон, и заклеил
давно уже обнаруженную точку, из которой пузырилось.
Периодически снова и снова захожу в лес, зову и слушаю, не откликнется ли…
Время неумолимо подползает к обеду. Начинаем готовить обед. Параллельно я продолжаю
возиться с катамараном, и тут Саша говорит - кажется я слышал МЯУ! - и уходит
в лес. И через минуту возвращается с нашим рыжим другом в руках. Ура!
Стаскиваю катамаран в воду, и сажаю кота - теперь уже не убежит.
Выход 14.20
Через 18 км опять начинается широкий плес. И заметно изменяется характер береговой
растительности. Кончается зона лесов, начинается лесостепь.
Фарватер делает большую петлю вдоль по левому берегу, мы пользуясь тихой погодой, решаем ломануться через плес напрямик, ближе к правому.
И запарываемся в "саргассы". Стараюсь ехать по прихотливо извивающимся полосам чистой воды, но все равно, каждые несколько минут приходится глушить мотор и очищать винт и редуктор от длинных гирлянд водорослей. Начинаю жалеть, что не пошел по длинному пути для больших пароходов.
К счастью, примерно к середине плеса глубина увеличивается, и
водоросли отступают.
18.45 - Черный Затон
Успели пройти два плеса Саратовского водохранилища, но все равно дневной прогон
получается никудышный, меньше половины от "норматива". И все из-за
Кота.
Встали 20.35, засветло присмотрев пригодную площадочку на узкой полосе под обрывом.
Вечером не отпускаю кота со шлейки. Но даже на привязи, он ухитряется
поймать несколько мышей. Видимо, они тут совсем непуганные.
Пройдено 43 км.
13 авг. Двенадцатый день:
Выход 8.35. Солнечно. И хороший, ровный попутный ветер, полный бакштаг.
Идем под мотором и стакселем, скорость 13-14 км\ч, и резко увеличивается
километраж, проходимый на одной заправке - 48 км на трех бачках.
Проходим Хвалынск.
На горизонте левее курса, начинает проступать какие-то огромные сооружения - пять непонятных кубов. При дальнейшем приближении это оказываются энергоблоки Балаковской АЭС:
В 15.07 входим в аванпорт Балаковского шлюза.
Слева от входа - ряд обширных мелей, с глубинами меньше чем заглубление нашего винта. Попытка сократить путь относительно размеченного бакенами официального фарватера, снова выходит боком. Кое-как выруливаем на глубину. Проходим длинный и изогнутый, огибающий весь городок Балаково, подходной канал.
Интересный палубный груз на пришвартованной барже, издали и спереди - вылитая летающая тарелка. Подходим ближе - оказывается корпус яхты с огромной пробоиной:
В прямой видимости шлюза вывешиваю кранцы, цепляемся за стеночку. Жуть, обнаженные прутья арматуры во все стороны торчат:
Звоню. Вроде все как всегда, линейный диспетчер перенаправляет
шлюзовому. И мне наверное показалось, что и дальше все будет происходить в точности
по привычному шаблону.
Шлюзовой диспетчер сказал нечто очень похожее на фразу, которую я уже слышал
в Новочебоксарске. Что-то типа "заходите сразу после грузовика, и швартуйтесь
на второй рым". И поэтому когда из ворот вышла баржа, я как-то по-накатанному
решил что "грузовик" - это она и есть, и нам надо заходить после ВЫХОДА
грузовика, а не после входа. И не дожидаясь зеленого сигнала (как уже было в
Новочебоксарске!), дернул мотор, и двинул вперед.
Прохожу линию ворот - тетка сверху что-то кричит недоброе. Глушу мотор - а,
чего? Она:
- Куда вы едете, а ну выходите обратно!
И тут еще громовой голос с диспетчерской башни, в матюгальник:
- СУДНО 12-93, НЕМЕДЛЕННО ПОКИНЬТЕ КАМЕРУ !!!
Дергаю движок, и поскольку в этот момент я ближе к правой стенке камеры, закладываю
максимально крутой поворот влево, и... конечно, ширины шлюза для чистого разворота
не хватает (а у меня еще и мотор асимметрично слева от руля стоит, поэтому диаметр
циркуляции влево всегда больше получается, чем вправо). И вот, нас притирает
к стенке и некоторое время тащит по ней. Матрос в панике пытается оттолкнуться
от стены рукой, но поскольку толкает он позади центра массы катамарана, нос
от этого еще сильнее прижимает к стенке. А стенка, как назло, из всех пройденных
шлюзов самая гадкая, с обнаженной арматурой... А баллоны от С. Успенского красивые
и быстрые, но дюже тоненькие, от малой царапины шипеть начинают... В голове
уже вертится мысль - ну все, сейчас пропоремся и затонем прямо в шлюзе.
Доезжаем в таком режиме до ворот, скользим вдоль открытой створки, и после этого,
наконец-то, нос баллона отваливает от стены, и катамаран обретает управляемость.
Вобщем, это был очень неприятный момент. Но не последний. Потому что мы видим,
из-за чего, собственно, нас погнали из камеры: по аванпорту подходит здоровый
сухогруз, "Капитан Шумилов". То есть, именно его имел в виду диспетчер,
что вначале он должен войти и ошвартоваться, а уже потом чтобы я заходил.
И вот он уже прицелился в камеру шлюза, и тихонечко идет "накатом",
выключив движки. И полагаю, что очень плохо слушаясь руля. В камере, и даже
в узкой части подходного канала мне с ним не разойтись. Я иду ему в лоб, надеясь
успеть проскочить в расширенную часть подходного канала. Успею или нет? Он мне
гудит... Расстояние все сокращается... И понятно, что врубать "полный назад",
отходить и потом по-новой в шлюз прицеливаться, ему край как не хочется. Опять
гудит... Остается метров 30...
И вот, наконец, спасительное расширение канала, и мы расходимся. Звоню диспетчеру.
Настроение отвратительное - понимаю, что накосячил, и уже готов к тому, что
на шлюзовку меня не пустят. Диспетчер конечно сразу спрашивает, какого хрена?!?
Но по голосу вроде читаю, что это еще не расстрел... Начинаю оправдываться -
виноват, не понял, и все такое.
- Ладно. Заходите как вам уже сказано, и становитесь на второй рым.
Ура! Захожу, становлюсь. Кстати, на всех этих шлюзах очень высокие рымы, закинуть
петлю с палубы катамарана не так-то просто. В Городце, помню, были прилично
ниже.
Закрепляюсь. Тетка, которая 10 минут назад орала чтобы мы сваливали из камеры, сечет за нами сверху, но тоже видно что без злости. Чтобы уже больше не косячить, спрашиваю у нее, в каком порядке будем выходить. Должен ли я ждать, пока "Шумилов" выйдет первым? Пока он пришвартован, проход между ним и стенкой для меня в принципе достаточен, метров 5 есть. Второй момент - я стою у него по корме, и не хотелось бы получить струю из-под его винтов, когда он стартанет. Тетка говорит - щас, спрошу у диспетчера. Но там, видимо, тоже понимают, что меня выгоднее выпустить первым. Поэтому через пару минут она опять появляется, и говорит - как увидишь, что нижние ворота открылись наполовину, заводись и иди на выход, "Шумилова" ждать не надо.
По её сигналу заводимся и выходим.
Звоню диспетчеру, благодарю за шлюзование.
Пропускаем вперед вышедшего Шумилова:
Выходим из нижнего подходного канала, пересекаем русло, и встаем обедать на
правом берегу.
Обед 17.40 - 18.45 Балаково (пройдено 99 км)
Далее Река снова становится узкой и быстрой, в песчаных берегах. По следам на
песке видно, что уровень здесь колеблется метра на три - все это очень похоже
на Волгу после Горьковского водохранилища, на участке от Городца до Нижнего.
На закате проходим ужасный город Вольск. На самом берегу дымит цементный завод. Хорошо видно, как огромный густой шлейф цементной пыли опускается прямо на Реку… Берега тоже щедро припорошены цементом.
Встали 21.40, остров Приверх.
Пройдено 136 км. Это рекордный дневной прогон.