Волга - 2009

(продолжение. Начало отчета на стр. 1)


12 июня.
Легли засветло, поэтому в 7 утра я просыпаюсь свеж и бодр. Солнце, штиль, даль затянута влажной дымкой. Оглушительно стрекочут лягушки. Сегодня снова будет жарко, душно и влажно.

Грею чайник, бужу сына. Тороплюсь выйти, чтобы использовать утренний штиль, но все напрасно - снова к отходу уже поднимается ветерок. Естественно, встречный. Отход 8.50.
Накануне оба подгорели на солнце, поэтому сегодня стараемся беречься.

На ходу сушим все, что подмокло вчера. Впечатляют гигантские береговые обрывы, с обнажениями красной и голубой глины.

Через каждые неск. километров вдоль берега стоят дебаркадеры, переоборудованные под "базы рыбака". И десяток -два надувнушек на якорях, чего-то ловят. Все поголовно в спасжилетах - явный рост дисциплины на воде.

Вылезли размяться у одного из глинных холмов, сходили наверх - красота!


15.00 обед. Паромная переправа у деревни Столпино. Песчаный пляж, купаемся. Подкатывают двое пьяных мужиков с бабой на Казанке, очень просят литр бензина. Наливаю. Запоминается аргумент, "Нам бы домой успеть, пока мы еще в памяти".
Из еле заметной белесой дымки в небе, вдруг раздается громыхание - очередная гроза идет. Задерживаю отход, укрываю катамаран тентом. Витька купается прямо под дождем, тепло.


16.50 - отходим. Река совсем расширилась, впереди хорошо виден основной разлив Горьковского водохранилища. Совсем тихо, но тучи все сгущаются. По горизонту там и сям сверкают молнии.


К ужину добираемся как раз до поворотного мыса, и тут опять начинается непогода.

Опять закрываю весь катамаран тентом, причем убираю и грот, опасаясь шквалов. Лезем на вершину холма, любуемся, снимаем молнии на видео.

Ужинаем. За это время ветер переменился до противоположного, расходится накат, сильно бьет катамаран о берег. Надо срочно уходить, место для штормовой стоянки неподходящее, а за мысом есть надежда получить отсутствие волн, и попутный ветер. Однако, проблема в том, что некому удерживать катамаран носами на волну, пока я буду ставить грот. Попробуем отойти на одном стакселе. Быстро собираем нашу кухню, сажаю Витьку, отталкиваю катамаран и сам запрыгиваю на палубу, прямо поверх тента. Маневр удался, нас не снесло обратно на берег, а бодро потащило за мыс. Быстро темнеет. Открывается панорама городка Юрьевец. Волна тут, вопреки моим ожиданиям, не стала меньше, а напротив, сменилась мощной и пологой , характерной для больших открытых водоемов. Здесь ей есть место разгуляться, до противоположного берега ок. 10 км.
Проходим километра три, почти весь Юрьевец, и тут меня пробивает мысль: я забыл один из продуктовых контейнеров! Использовал его в кач-ве табуретки, когда готовил ужин. А потом сильно торопился, когда волной начало бить катамаран о берег… Что делать? В принципе, без этого контейнера мы проживем, там у меня чай и всякая закуска к чаю, типа конфет и печенья…
- Папа, но ведь там ВСЕ НАШИ СЛАДОСТИ! - жалобно так говорит мне сынуля… Я сворачиваю стаксель, и завожу косилку. Натужно едем обратно, против волны и ветра. Окончательно темнеет, включаю бортовые огни. Под тентом возится и жалобно пищит Кот, отправляю Витьку его успокаивать. В темноте кажется, что стоим на место, но все-таки, через некоторое время показывается полосатая колонна мысового знака, возле которого мы останавливались. С хода втыкаюсь в берег, бегу - вот он, наш контейнер в траве! Забираю, разворачиваю и отталкиваю катамаран, прыгаю на палубу, дергаю мотор - поехали обратно, мимо Юрьевца. Ветер снова попутный, но уже настолько ослаб, что парус не тянет. Юрьевец с воды весьма красив, какие-то исторические здания и храмы подсвечены прожекторами… Делаю несколько фоток, но все выходят смазанными - сильная качка.
Снова пытаюсь высмотреть в ночи подходящее место для стоянки, но все боле-мене пологие места берега заняты лодочными гаражами. Наконец, километров через 5, вижу что-то типа бухты, правлю туда. Берег - обрыв около метра высотой, но это не беда, зато дальше ровное травяное поле.

Разгружаемся, ставим палатку, вытаскиваем катамаран на обрыв - все, теперь нам никакой шторм не страшен! Время - около полуночи.
Пройдено 66 км. Под парусом ок 8 км.
Среди ночи Кот начинает буйно рваться из палатки. Одеваю шлейку, цепляю поводок, вывожу зверя на прогулку - может, ему в туалет надо? Но кот лишь с увлечением снует в траве, а меня кусают комары. Привязываю поводок к котоящику, и прячусь в палатку - пусть гуляет сам. Прилег, сам краем глаза слежу. Сам кот мне не виден, он ушел за край тамбура, виден только ящик и натянутая часть поводка. Вдруг сильный рывок, и поводок свободно ложится в траву - вырвался! Чертыхаясь, выскакиваю из палатки - Кот сидит за палаткой без шлейки, вид очумелый. Похоже он и сам не понял, что произошло, и что ему делать. Хватаю кота, запихиваю обратно в палатку, ложусь.



13 июня.
С утра опять хорошая погода, облачно и тихо.

Вымпел на мачте не шевелится, но водохранилище все еще волнуется. Никак не успокоится после вчерашнего. При дневном свете вижу, как близки мы были от аварии: из песка в месте швартовки торчат обрывки мет. Тросов, мятая провоока… Легко могли напороться в темноте.


10.20 - отходим. Ветер, естественно, снова встречный, что уже не удивляет. Двигаемся в режиме "моторный бейдевинд", когда ветер не точно в лоб, а задувает в выбитый в ДП грот. При этом угол к ветру намного острее, чем при ходе под парусами, скорость 7-7,5 км\ч.

Через 2 км ветер и волна усиливаются настолько, что выключаю мотор, разворачиваю стаксель, и ложусь на нормальный парусный бейдевинд. Пересекаем 10-километровый разлив наискосок. Небо совсем очистилось, сильно жарит солнце. Ветер все усиливается.
Пообедать решаем остановиться на небольшом острове. При приближении выясняется, что он занят, на удобном песчаном пляжике ошвартованы три моторки. Встаю туда же, т.к. больше места нет. Вижу удобную, хорошо оборудованную стоянку, с большим столом и лавками. За столом четверо мужиков культурно отдыхают: играют в карты. Спрашиваю, не помешает ли им наше общество, если мы остановимся тут чтобы пообедать? Островитяне не просто не возражают, а угощают нас ухой из судака! Очень вкусно. Благодарим, прощаемся, продолжаем плавание. Еще один 10-километровый галс, и проходим городок со смешным названием Пучеж.

За ним делаем короткую остановку с высадкой, а затем еще один контргалс и галс. Вот тут ветер и волна уже совсем разошлись, все водохранилище в барашках, короткая волна около метра высотой, катамаран периодически шумно падает носами во впадины, потом опять набирает скорость… и снова проваливается. Хотя ветер не сильно страшный, свиста в вантах нет, и рифиться желания не возникает. Удивительно, но Кот переносит эту болтанку совершенно спокойно. Как говорят на флоте, уже "прикачался".
Примерно через 7 км встаем на ужин, время 18.30. Устал рулить, чувствую себя не очень хорошо, видимо опять слишком много солнца принял за день. Наконец-то начает стихать ветер.
19.45 - выходим, ползем на моторчике вдоль самого берега, где волны нет.
Через 4 км огибаем мыс, и открывается последний широкий плес водохранилища. Видны трубы Заволжска, и можно различить три квадратные башни городецкого шлюза. До него 23 км, водохранилище практически пройдено. Очень красивый закат.

Слева по курсу собирается очередная гроза с молниями, но проходит стороной.


22.40 - встаем на ночь, на узкой песчаной полосе у самой воды, в устье р. Санахта, прямо напротив Чкаловска. До шлюза 11,5 км.
Итого : пятый день, пройдено 64 км. Под парусом ок. 18 км.



14 июня.

Просыпаюсь - ура, ветер попутный! Дует из реки Санахты в водохранилище. Завтрак, сбор,

9.40 - отход. Выходим за мыс - увы, на широкой акватории ветер совсем другой. Опять встречка. Ладно, дергаю косу.

За 2 км до шлюза начинаю подготовку судна. Снимаю совсем грот, укладываю на передней палубе. Готовлю к применению кранцы из 5-литровых пластиковых бутылок для питьевой воды. Поднимаю откреночные "крылышки". Входим на защищенный от волны водохранилища верхний рейд.


12.00. Звоню по номеру, который мне дали в ГБУ.
- Алле, диспетчер шлюза ?
- Да.
- Маломерное судно номер такой-то, заявка в ГБУ подавалась около месяца назад, разрешение получено, хотел бы прошлюзоваться.
- А как у вас с оплатой?
- Дык, этта... А мне в ГБУ сказали, что пропустят бесплатно... Хотя я на самом деле не против, если надо что-то заплатить, только скажите как, сколько и куда...
- Щас буду выяснять, ждите.
- Ок, я через 10 минут позвоню.
...
- Алле, это опять маломерное судно вас беспокоит. Выяснили?
- Да. Давайте еще раз ваши габариты. Длина, ширина, осадка и высота надводного борта.
Диктую. Осадку называю от балды, 0,4 метра, типа до нижней точки "ноги" движка, и еще 10 см запаса :-) Озадаченный диспетчер:
- Мда... С вас брать денег - дороже стоит бумага для квитанции... Ладно, идите так. Я сейчас дам команду девочке на верхний шлюз, вас возьмут при возможности.
- Спасибо. А может, мне дадите телефончик девочки, а то я же без рации?
- Нет. Становитесь у закругления стенки, вас позовут громкой связи.
- Ок, спасибо!
Встал, жду, слежу за светофором и слушаю. Громкая связь пару раз что-то квакнула, но все слова ветром унесло. Через 5 минут приходят 2 мента с автоматами, и начинают наезжать: - у тебя что, проблема со слухом? Тебе же сказали, плохо встал, мешаешь судоходству!
- Извините, но тут совсем не слышно, что объявляет диспетчер по громкой, и кому. Сейчас переставлюсь.
Перешвартовываюсь по другую сторону стенки, прошу ментов махнуть мне, если поступит команда заходить в камеру. Уходят.


Загорается зеленый сигнал светофора, в шлюз заходит толкач с баржей. Я готовлюсь зайти следом, но мент показывает скрещенные руки - нельзя, жди дальше. Ворота закрываются, жду. Чтобы телефон был под рукой, кладу его в карман спасжилета. Через несколько минут нагибаюсь, чтобы поправить кранец - Бульк! - телефон выскальзывает из кармана, и уходит в темную воду. Все, теперь я остался без связи.
Рядом швартуется белый 140-сильный пластиковый катер с семьей из Нижнего, знакомимся, болтаем. У него нет ни рации, ни телефона диспетчера, и говорит, что всегда заходит в камеру просто по зеленому сигналу светофора.
Наконец, еще минут через 15, подходит катер покрупнее, явно с рацией и всем необходимым. И капитан недвусмысленно машет нам, чтобы мы тоже заходили.


Заходим, встаем каждый на свой плавучий рым.

Стенка шлюза реально страшная насчет порвать баллон, без шуток! А ниша для плавучего рыма такая широкая, что для катамарана размера моего Ветра, кранцы приходится заводить буквально на концы поплавков.
Спуск воды очень спокойный, удерживать Ветер на рыме не сложно.


Открываются нижние ворота, выходим в промежуточную акваторию.

Здесь ожидание затягивается. Пассажирский теплоход, и еще три большие самоходки, а нас все не пускают. Встал бортом к уже знакомому катеру, общаемся, перекусываем.

Даже Кот, с важным видом совершил визит вежливости - сходил на дружественное судно, и дал себя погладить - умеет, зараза, произвести хорошее впечатление!
Наконец, нам разрешают совместную шлюзовку с баржой.

Мне сказали становиться не на отдельный рым, а бортом к катеру. Это вообще красота - он гладенький, кранцев вообще не надо.

Поэтому вторая шлюзовка проходит еще легче и приятнее, чем первая.

Открываются нижние ворота, уходит баржа, можно выходить и нам.

Полагается благодарить персонал за шлюзовку, но мобилка покоится на дне, приходится уходить не прощаясь.


Продолжение на стр. 3.

На главную страницу сайта.




SpyLOG Яндекс.Метрика