Интервью с мастером

РОЖДЕНИЕ ЧУДА Статья напечатана в журнале "Инструментарий" №2 2004 г.

Наш сегодняшний мир можно уподобить информационному океану - громадному, могучему и абсолютно неуправляемому. Но если захотеть, то из него можно извлечь почти все сведения о том, что нас окружает. Задавшись целью рассказать нашим слушателям об инструментах, технологиях современных ювелирах, мы обнаружили в Рунете сайт Алексея Валерьевича Сигаева - мастера-ювелира. Нам понравились его изделия, а ему, в свою очередь, наш журнал, мы встретились…
Знакомьтесь: ювелир-индивидуал Алексей Валерьевич Сигаев.
Член Творческого Союза художников России, лауреат национального конкурса ювелирного дизайна "Золотое Созвездие" 2002г.

Алексей Валерьевич, наполовину в шутку считается, что сегодня живы и продолжают развиваться только две древнейшие профессии, требующие индивидуального мастерства и универсальности (одна из них - журналистика). Вы с этим согласны, нет?
Есть ещё и третья - ювелиры. Результаты археологических раскопок свидетельствуют о том, что уже в IV веке до н.э. мастерам Древней Греции были известны практически все, известные сегодня, способы обработки цветных металлов. Это ковка и литьё, гравировка и резьба, чеканка, а также техника филиграни и эмалирования цветными эмалями.
Технология производства ювелирных изделий с тех пор шагнула достаточно далеко вперёд. Индукционные печи, центробежное и вакуумное литьё, гранильные автоматы и цепевязальные машины, лазерная сварка металла и многое другое. Появилось конвейерное производство с узкой специализацией работников по операциям и т.д. И только у мастера-индивидуала технология последние лет 150 осталась неизменной.
А чем собственно отличается "домашняя" технология от промышленной?
Мне кажется, главное отличие "домашней" технологии изготовления ювелирных изделий от промышленной - это необходимость сочетать в одном лице множество специальностей. На заводе дизайн изделия разрабатывает художник-дизайнер, техпроцесс разрабатывает технолог, мастер-ювелир делает оригинал изделия в металле, получив прокатные заготовки с заготовительного участка. После чего с оригинала снимается резиновая форма, по ней отливается необходимое число восковых моделей, которые собираются в т.н. "ёлочки". После ряда операций литейщик заливает металл в полученную форму на установке точного литья. Полученный полуфабрикат очищается и разделяется на отдельные изделия. Ювелир припаивает накладные элементы и производится чистовая обработка поверхностей изделия. Камни в изделие на заключительном этапе ставит закрепщик. Декоративный рисунок на поверхность металла наносит гравер.
Покрытие поверхности ювелирного изделия цветными эмалями или чернью - отдельная профессия, со своими тонкостями.
Индивидуальный мастер должен сочетать в себе все эти навыки, а всю технологическую цепочку желательно разместить на одном столе-верстаке.
Как появляется "штучное" изделие? Сначала идея, а уж потом её воплощение или Вы идёте от технологии, или ещё как-то?
Настоящее оригинальное изделие начинается с идеи. Идея может родиться как чисто "умозрительно", так и в наблюдениях за объектами окружающего мира. Неисчерпаемый источник вдохновения для дизайнера - объекты природы, но иногда и деталь карбюратора может дать толчок к идее дизайна изделия. Очень часто идею оправы подсказывает сам камень. Стоит "помедитировать" над камушком - и понимаешь, в какой оправе ему хотелось бы оказаться. А иногда полосы агата складываются в пламя свечи, или, скажем, силуэт диковинной рыбы. Тогда долг мастера - выявить и подчеркнуть этот образ. И желательно - самыми минимальными средствами, чтобы не отвлечь внимание зрителя от "творчества самой Природы". Другая разновидность изделий - это создаваемые ради того, чтобы воплотить конструкторскую идею, т.н. "концептуальные вещи". Например, кольцо с подвижным, или вращающимся элементом, открывающийся перстень и т.п..
Алексей Валерьевич, несколько слов о технологии изготовления, тем более что как Вы сами сказали, всё располагается на одном столе?
Ювелир обычно работает с мельхиором и нейзильбером (готовый прокат и проволока), серебром (лом и старые монеты, переплавляемые в слиток). Плавка производится в тигле, пламенем мощной газовой горелки. Льём в изложницу - получаем слиток квадратного или прямоугольного сечения.
Раскатываем металл вальцами, до необходимой толщины листа или сечения прутка, через несколько промежуточных отжигов. Чтобы получить проволоку - пруток протягивается через твердосплавные фильеры до необходимого диаметра. Затем проволока скручивается обычной электродрелью в "верёвочку" для филиграни.
Дальше начинается ювелирное творчество. Металл режется, изгибается согласно рисунку, стыки подгоняются по месту, и спаиваются. Вот, собственно, и всё, изделие готово. Правда, нужно ещё удалить флюс и окислы в ванне с горячей кислотой, и, наконец, - чистовая отделка. Швы запиливаются, поверхности изделия шлифуются мягкими абразивными дисками, наносится гравировка и декоративные покрытия - чернь или эмаль. Закрепляются камни. Особых навыков и инструментов требует закрепка огранённых камней.
Заключительный этап - полировка готового изделия. Войлочные и тканевые диски, паста ГОИ - тут обычно никаких сложностей. Отмываем вещь щёточкой с мылом от жирных остатков полировочной пасты. Всё! Изделие отдаём счастливому заказчику. А если родилась Настоящая Вещь - убираем в личную коллекцию, для участия в выставках и конкурсах ювелирного искусства.
Одним словом, ювелир - это всего лишь слесарь и газосварщик в одном лице. Иногда ещё - дизайнер и обработчик камня, но многие прекрасно обходятся и без этого: можно купить готовые вставки, и не париться с придумыванием оригинальных моделей изделий.
А что самое сложное во всём этом процессе, с Вашей точки зрения?
На мой взгляд, самый важный навык ювелира - это пайка металла твёрдым припоем при нагреве открытым пламенем, при температурах 700-9000С. Температура плавления припоя и основного металла изделия различается всего на десятки градусов, и малейший перегрев ведёт к необратимому браку - оплавлению деталей. Но это ещё не всё. Применяемые флюсы на основе буры сильно вспучиваются при нагреве, и могут сместить точно подогнанные для пайки детали. Поэтому мастеру приходится придумывать для каждого конкретного случая особые способы решения всех этих проблем.
Основой "искусства огневой пайки", на мой взгляд, является способность чувствовать оптимальную температуру нагрева. Цвет свечения металла тут чаще всего не помощник - размеры деталей миллиметры, и пайку приходится вести при ярком свете, когда свечение металла видно плохо. Опытный мастер определяет "правильную" температуру по характеру растекания и кипения флюса в зоне пайки, по характеру окисления и некоторым другим едва уловимым признакам. Отдельная сложность - обеспечение правильного равномерного нагрева тонких деталей, а также - сильно отличающихся по размеру. Может возникнуть ситуация, когда большая деталь ещё не разогрета, а маленькая уже оплавилась.
В общем, в сравнении с пайкой, все "холодные" ювелирные операции не представляют никакой сложности.
А как же древние мастера с их немыслимо сложными, вычурными изделиями? У них были какие-то свои способы пайки, утраченные сегодня?
Дело в том, что ювелиры древности применяли принципиально другой способ пайки - ртутным припоем. Ртуть легко растворяет в себе цветные металлы, в том числе и благородные. Насыщенным раствором серебра или золота в ртути детали изделия "склеивались" между собой, а потом подвергались весьма умеренному, но длительному нагреву. Ртуть испарялась - получался прочный шов, неотличимый от паяного. "Паять" изделие таким способом можно было прямо вместе с драгоценными камнями. А поскольку нагрев до высоких температур отсутствовал, таким способом можно было изготавливать ажурные вещи огромной сложности и красоты. Среди неспециалистов бытует мнение, что технологические секреты древних мастеров безвозвратно утрачены, на самом же деле невозможность повторить многие старинные изделия объясняется просто чрезвычайной вредностью этой технологии для здоровья.
Ювелирные изделия - это ведь ещё и камни. Какова технология их обработки?
Изготовление вставок для изделий - отдельная профессия, никак не связанная с обработкой металла. Далеко не все мастера совмещают их, чаще всего для ювелира, работающего с металлом, проще купить готовый полированный камень. Но мне нравится изредка сесть за камнеобрабатывающий станок и изготовить десяток-другой вставок своими руками. К тому же, часто самостоятельное изготовление камня это единственный выход из положения - когда для задуманного изделия требуется камень нестандартной формы или размера.
Технология обработки камня достаточно проста. Распиловка дисковой алмазной пилой на пластины или "кубики". Придание формы, а затем - все более тонкая шлифовка на алмазных планшайбах - эти этапы для всех драгоценных и поделочных камней одинаковы. Только заключительная полировка до зеркального блеска ведется по-разному, и здесь необходимы специальные знания из области минералогии.

На главную стр. сайта

 

Яндекс.Метрика