Волга - 2009

На КОТОмаране по Волге, или Путешествие из Ярославля в Нижний Новгород на газонокосилке.

Предисловие
С детства люблю Волгу! И уже много лет мечтаю, когда-нибудь пройти её всю. Ну, или хотя бы, посмотреть все водохранилища волжского каскада. Иваньковское давно уже стало родным, на Рыбинке был несколько раз, хорошо знаю окрестности Ярославля, а вот за Костромой места для меня неведомые. Поэтому еще с лета прошлого года, постепенно вызревала идея маршрута Ярославль - Нижний Новгород.

Две сложности было видно сразу: приличная протяженность участка (ок. 400 км), и плотина со шлюзами в Городце, на 50 км выше Н-Новгорода по течению. Непосредственно перед началом, вылезло еще две проблемы: нам придется взять с собой Кота, т.к. в этот раз его совсем не с кем оставить; и мотор с не опробованным редуктором, неизвестно как себя покажет.


Подготовка
1. На вторые майские, будучи в Ярославле в гостях у родни, сходил в Ярославскую детскую парусную школу, и поговорил с директором на тему возможного стапеля и оставления машины дней на 10. Получено согласие.
2. Списался с нижегородским коллегой по форуму "Катера и яхты", на тему возможного финиша, антистапеля и оставления вещей, чтобы налегке вернуться поездом в Ярославль за машиной. Получено согласие.
3. Позвонил в договорной отдел нижегородского бассейнового управления, на тему шлюзования через плотину в Городце. Говорю: маломерное судно, парусно-моторный катамаран, маршрут движения Яр-ль - Н-Новгород, хотелось бы прошлюзоваться через Городецкий гидроузел, не примете ли мою заявочку? Отвечают - примем, шлите факсом заявку. Отправил. В заявке - маршрут и примерная дата следования через шлюз (на всякий случай обозначил интервал в 10 дней), госномер судна, габариты по судовому билету, ФИО и адрес владельца. Отзвонил - факс получен, не хватает ИНН владельца. Нашел свой ИНН, продиктовал, дописали. Обещали отослать заявку непосредственно диспетчеру шлюза, и дали его телефон, для доклада когда уже подойду на шлюзовку.
За неделю до выхода позвонил еще раз, отправлена ли на шлюз моя заявка, и нельзя ли посчитать мне стоимость заранее, чтобы я прямо в Москве оплатил? Ответ: ой, мы не отправили, так как вы слишком маленький. Если считать по габаритам, то цена шлюзовки в один конец выходит меньше 10 рублей, нет смысла возиться из-за такой суммы... Вобщем, идите за так, вас пропустят бесплатно.
Спрашиваю: - но вы теперь уж точно отошлете мою заявку?
- Да.
4. В очередной раз переделал свою безотказную косилку. На этот раз она превратилась в полноценный ПЛМ, с нижним расположением углового редуктора (от мотора "Салют" 1971 года выпуска).
5. Для возможности движения в темное время, сделал комплект навигационных огней: бортовые красный\зеленый, и топовый белый кругового свечения.
6. Померял рулеткой габариты спящего Кота, и сделал специальный запирающийся кото-контейнер для транспортировки нашего дорогого Животного и укрытия его от всяких превратностей походной жизни.
7. Накачал с googlemaps.com снимки реки на весь маршрут, в масштабе примерно 1 км на 1 см, преобразовал в черно-белые, увеличил контраст и инвертировал (Вода стала белая). Распечатал на ч\б принтере, склеил все листы в одну гармошку. На каждом листе установил от 1 до 3 "контрольных точек" (приметные мысы, оконечности островов, устья речек и т.п), и ввел эти координаты в GPS. Ориентироваться по такой карте оказалось очень удобно:


8. Остальная подготовка матчасти, закупка продуктов и т.п. - по стандарту, ничего интересного.


8 июня 2009 г. - с утра грузимся в машину. Кота перед дорогой не кормлю. Кот почувствовал, что затевается какая-то поездка, и ложится на вещи, приготовленные в загрузке. При попытке согнать - сопротивляется. Мысль ясна - "Не забудьте меня, я еду с вами!" Старт из Москвы в 8.45.

Кот в машине как маленький ребенок: вначале едет хорошо, а километров через через 100 его укачивает и тошнит. Останавливаюсь, привожу машину в порядок, дальше едем без проблем.
Приезжаем в Ярославль, небольшой отдых и обед у родственников, после чего едем за Волгу в яхт-клуб, и собираем катамаран.

Оставляем его на берегу, уезжаем ночевать к родне.



9 июня.
Приезжаем в яхтклуб, довооружаем катамаран

Устанавливаю мотор, спускаем кораблик на воду и грузим вещи. Клубовские работники показывают, куда поставить машину, и просят записаться в журнал отхода, на случай их возможной проверки ГИМСом.
9.15 - СТАРТ !

Пасмурно, прохладно, и почти полный штиль. Идем на косе. Скорость 7,5-8,5 км\ч, хорошо помогает течение. Кот на удивление спокойно принимает свое первое в жизни плавание.

Проходим город, грузовые терминалы и рейды нефтеналивных барж. Постепенно облачность становится меньше, временами показывается солнце.

13.40 На обед встаем на острове. Кот отказывается от предложенного куска мяса, но радостно жрет траву.

Большой переполох у чаек - оказывается, у них на этом острове колония. Одну кладку яиц нахожу прямо в старом кострище.

14.50 - едем дальше.
19.50 Встаем на ночевку.

Высокая трава, кусачие комары, но зато есть дрова, можно поэкономить газ. Впереди, на повороте реки, видны пригороды Костромы. За день пройдено 73 км, только мотор.



10 июня.
Ночью прошел дождь. С утра ветрено, на середине Волги барашки на волнах. Ветер, разумеется, встречный, причем это безобразие будет нас сопровождать до самого конца похода. Собираемся не торопясь, идти в лавировку нет никакого желания.
11.00 - Выход. Под парусом пересекаем реку - на середине весьма некомфортно, ветер сильный и порывистый. Опять начинается дождь, и я пристаю к небольшому пляжу. Витька прогуливает Кота на поводке.


12.00 Ветер немного ослаб, выходим под мотором. Скорость против ветра ок. 5 км\ч.
13.05 - Кострома. Пробираемся вдоль самого берега, проходим мимо дебаркадера ГИМС\МЧС, но интереса не вызываем.
15.40 - обед, 16.45 - пошли дальше.
20.45 ужин. Край деревни Густомесово, впереди огромная электростанция Волгореченска.


Сегодня попробуем двигаться допоздна. В 5-литровой канистре с готовой смесью осталось меньше литра, доливаю бензин из 20-литровой и замешиваю двухтактное масло. Теперь мы готовы двигаться хоть до утра. 22.05 - отход. Напротив Волгореченска река круто поворачивает, и наконец-то проходим пару километров под парусом. Но вечерний ветер уже слишком слаб, и вскоре снова заводим косу. Включаю свои навигационные огни. Уже в полной темноте проходим Село Красное-на-Волге.

Около полуночи возникает желание закончить сегодняшний переход, однако это не так-то просто сделать: покрытый лесом берег смотрится черной стеной без просветов. С пол-километра ползем вплотную вдоль берега на малых оборотах, рискуя сесть на какую-нибудь корягу, и наконец, нахожу что-то типа небольшого провала в сплошной стене прибрежной растительности. Высаживаюсь - ага, площадка как раз с нашу палатку размером.

Время 0.30, переход окочен. Пройдено 57 км, из них под парусом ок. 6 км.



11 июня
. Ночью где-то рядом бушевала сильнейшая гроза. Грохотало так, что даже не похоже на нормальный гром, скорее какие-то взрывы… Я даже подумал, случилась катастрофа на той электростанции, что мы проплыли накануне вечером.


9.40 - вышли. Погода отличная, ветер слабый, но опять встречный.

Оба берега постепенно повышаются, очень живописные места. Вскоре впереди открывается культовое волжское место - городок Плёс.

Тут как на побережье Черного моря, сплошные пансионаты и престижные дома отдыха, весь город подчинен цели обслужить отдыхающих. Опять проходим в 10 м. от дебаркадера ГИМС\МЧС. Глушу мотор, и спрашиваю, где тут у них удобнее остановится, чтобы купить хлеба. "Там, дальше, у белого дебаркадера" - неопределенно машут рукой дядьки в форме. Дергаю стартер косы, едем дальше.
Похоже, что большой белый дебаркадер, это действительно, самый центр городка. Приткнулись рядом, в 100 метрах нашел магазин, купил хлеба и мороженого. На набережной купил для дочки памятный магнит на холодильник. Идем дальше.

Следующая остановка - песчаный карьер. Выпускаю сына и кота поразмяться.


Затем, проезжаем еще пару десятков километров. Река опять меняет направление, и можно дать косилке отдохнуть, нас наконец-то хорошо везут паруса (Каменка - Наволоки, 10 км). Коту явно больше по душе плыть в тишине.

А солнце жарит так, что уже начинает утомлять, хочется тени.
16.20 - обед.

Впереди красивый новый автомобильный мост, за которым, судя по картам, должна быть Кинешма.


17.25 - выходим. Небо постепенно затягивает, похоже что к вечеру опять соберется гроза. Сразу за мостом начинается промышленный район Кинешмы, оставивший самое грустное впечатление за весь поход: ВСЁ порушено. Мертвые элеваторы, заводские корпуса с выбитыми окнами и сорванными крышами… Как будто, только что кончилась война, и никто еще не приступал к восстановлению народного хозяйства. Жуть, самое печальное место из всего похода..


Проходим центральную часть города. Тут еще чувствуется какая-то жизнь, ремонтируется набережная. Начинается дождь, но поскольку признаки были заблаговременными, мы встречаем его в непромоканцах. Котоконтейнер тщательно укрыт от брызг и ветра.

Снова вижу у берега станцию ГИМС. При нашем приближении, мужик в форме спускается в пришвартованный катер. Ага, кажется сейчас будет "Операция Перехват"… Но нет, это он только тент поставить ходил. Никому мы тут не интересны.
Дождь переходит в грозу, с сильным попутным ветром. Полетели. Один из порывов уже совсем хорош: носы баллонов роют воду, верхушки волн начинает кидать поверх брызгоотбойника, я изо всех сил держу кораблик на курсе. В это время из контейнера выходит Кот… То ли ему стало скучно сидеть, когда вход завешен и ничего не видно, то ли размяться захотелось, то ли решил проверить, все ли в порядке на судне… А у нас нет ни одной свободной руки, чтобы запихать его обратно. "Вот дебил!" - шипит сын сквозь шум ветра. Кот спокойно и важно усаживается на герму, откуда ему так удобно было смотреть вперед в тихую погоду… И тут его накрывает волной. Порция с пол-ведра, не меньше, прямо по морде. Смоет, или не смоет? Шлейка пристегнута к катамарану. Если смоет на этой скорости, наверное сможем наблюдать выход Кота на глиссирование… Не смыло, Кот в два прыжка пересекает палубу, и скрывается обратно в своей шКОТулке. Молодец, не растерялся в критической ситуации. Мы с Витькой ржем весь вечер, еще и еще раз прокручивая эту сценку: этот важный, хозяйский выход Кота на сцену в пиковый момент шквала, когда "играют волны, ветер свищет, и мачта гнется и скрипит". И водное крещение. И стремительный бросок в спасительный ящик.
Когда порыв стихает, Витька заглядывает в контейнер. Там - глаза как тарелки, и в них немой вопрос - "ОЙ, ЧТО ЭТО БЫЛО?" - ну прямо как в анекдоте про мальчика и море. Кот мокр и явно расстроен своей оплошностью - не лучшее время для прогулки по судну выбрал.
Ветер больше не шквалит, но гроза продолжается, молнии полыхают над нами и вокруг, и мне вдруг становится страшно, получить разряд в мачту. Заметив подходящий лужок, правлю к берегу.
Ставим палатку, прячемся от дождя. Вытираю и укутываю Кота в свою флиску. Ужинаем не выходя из палатки, бутерброды и чай. Итог дня: пройдено 67 км. Под парусом ок. 20 км.


На закате дождь прекращается, видна слабенькая радуга. Ветер стихает.

В принципе, можно бы и пройти еще часика 3-4, но устали сильно. Остаемся ночевать здесь. Кот вылизался, и снова стал пушистым, но отныне будет сильно бояться громко плещущих волн.


Продолжение на стр.2

На главную страницу сайта.

 

 



SpyLOG Яндекс.Метрика