Поньгома - Белое море

Сплав Поньгома - Белое море на надувных лодках.

Июнь 2002 г. Посмотреть карту маршрута 120К

Данный текст - моя первая попытка написать иллюстрированный фотографиями отчет о путешествии. Абсолютно субъективные впечатления о первом знакомстве с Карелией. Всякое сходство персонажей этого текста с реальными людьми - случайность. А.С.

Предисловие. (кто, куда, зачем и на чем плывет)
Ну что это за турист- водник, который ни разу в Карелии не был! Смешно даже. А я вот плаваю с пяти лет - еще родители всегда с собой на байдарке брали, сам не одну тысячу километров отплавал, одну только связку Березайка-Мста одиннадцать раз прошел в половодье, а в Карелии ни разу не был. Стыдно.
Главное оправдание - нет среди друзей единомышленников, а "вслепую" не охота. Так и плавал каждый апрель по Березайке - Мсте, заряжаясь адреналином на порогах аж до следующего года.
Плавать предпочитаю на надувных лодках. Считаю, что они ведут себя на порогах лучше, чем байдарки- не втыкаются носом в вал, устойчивее к перевороту и т. д. Да и таскать их легче. Началась эта любовь еще лет 15 назад, когда в журнале "Катера и яхты" прочел статью о мужике, который на стандартную рыбацкую надувнуху-двойку сделал металлический рангоут, рули, шверты, паруса, и переплыл… Каспий! Очень меня это зацепило, и вот, в течение зимы я построил примерно такую же вещь на базе лодки "Агидель". А весной испытал в Серебряном Бору, затем на майские поплавал по Истринскому водохранилищу, и убедился - это то, что мне надо.
Вершиной стало недельное путешествие по Рыбинскому водохранилищу с будущей женой. Целую неделю - только попутные ветры, любовь и солнце. А в ноябре пришлось жениться, следующим летом родилась дочь, и паруса в моей жизни больше так ни разу и не надувались. Мечтал сплавать на Соловки под парусом - видно, не судьба. Но по рекам продолжаю плавать каждую весну - лето. Как правило, вдвоем с кем-нибудь из друзей, иногда - с женой. Лодка "Агидель" оказалась недолговечной, за 5 лет резина состарилась, начала трескаться. Купил "Турист-3", сделал на него полный фартук. Получился просто зверь - рафт. Мста в пик половодья для него не предел, проходим обычно с сухими штанами (кильнулся один раз на Большом Пороге, но по дурости, из-за грубой ошибки, а жена сказала - специально, утопить хотел, и больше со мной никуда не плавает). Последние три года хожу с замечательным человеком Сережей - коллегой по работе, но отчего-то стала приедаться эта схема - "одна лодка, два человека". Хочется расширить коллектив до 4-5-6 человек, и Сережа даже купил себе такую же лодку, но вечная проблема - собрать команду. Как всегда - одни не могут, другие не хотят.
И тут у меня появляется Интернет! И я сразу понимаю - он создан для туристов. Можно нарыть описаний речек - и отпадает проблема "слепого похода". И можно попробовать набрать команду через доски объявлений. Приглашаю народ нынешним апрелем на привычную мне Березайку - Мсту - откликаются всего два персонажа, и оба - на своих лодках. Ну, не беда, мы опять пойдем на моем "Туристе" с Сережей, зато народу - уже четверо. И вот, уже проведены два ознакомительных пивных собрания с новыми людьми, уже пора билеты брать - один из них обламывается. Ладно, идем втроем.
Сходили хорошо, без проблем. Правда, половодье было слабенькое и холодновато (снег еще не сошел), но в плане коллектива - нормально. Наш новый знакомый, как оказалось, имеет опыт двух карельских походов в качестве матроса катамарана и байдарки, а теперь купил себе "скаут", и этот поход для него - испытание лодки и своих сил в качестве капитана - одиночки. "Скаут" по сравнению с "Туристом" показал отличную скорость (все время дожидался нас), никудышную сухость (в нем все время плескалась вода - натекала с весел, нужен фартук) а вот как он себя ведет на хороших волнах нам узнать так и не довелось, так как самые солидные валы Леша предпочитал обходить по более тихим местам. Так и прошли до Боровичей - мы с Сережей радостно выгребаясь на центр каждого вала, Леша - чуть сбоку.
Именно там он нам и сказал:
- Мужики, а чего вы в Карелию не ходите? Я вижу, холода вы не боитесь, порогов - тоже, что вы зациклились на этой Мсте?
А мы ответили, что - ЗА, если будет с кем, если кто-то знает маршрут, и т. д. На том и расстались.
И вот, в начале июня этот Леша снова выходит на связь, и предлагает сходить в Карелию. На ту речку, по которой он в прошлом годе ходил матросом байдарки, и обнес несколько порогов, по идее вполне проходимых для надувнухи. Показал фотки. Красиво. Интересно. Я - согласен однозначно, Сережа - с некоторой заминкой. И еще Леша берет свою девушку. Отличная команда, на всякий случай я даю объявление на VESLO.RU - вдруг найдется еще два матроса, и удастся наконец-то "обновить" Сережину лодку? Не удалось. Более того - в последний день, уже после покупки билетов, по семейным обстоятельствам обломался сам Сережа. Опять в поход идут трое - однако, нездоровая тенденция! Леша тактично предлагает посадить девушку ко мне матросом - вдвоем в "Скауте" тесно и сыро, какой же девушке охота всю дорогу плыть с мокрой попой. Конечно, лучше ко мне, кто же спорит. Тем более, что оказывается, это вовсе не Лешина девушка, а "подруга жены Лешиного приятеля". Зовут Ирина, и в водном походе она впервые. Ну ничего, я ведь тоже первый раз еду в Карелию.
Заброска.
Ленинградский вокзал, мурманский поезд, время 00.30. За 15 минут до отправления захожу в вагон - там уже в наличии Ира, через 5 минут появляется Леша, небольшая путаница с местами, раскладываемся - ПОЕХАЛИ. Леша идет к проводнику за пивом. Зачем пиво сейчас, надо ложиться и спать, завтра целый день будет? Я в отказе, не люблю пить перед сном. А они радостно употребляют по две или три бутылки, и ложатся. Завтра целый день хрупкая девушка будет жаловаться на здоровье - а кто виноват?
Утро. Едем. Вот сегодня пиво можно пить целый день - поездом рулить не надо, и голова не болит (у тех, кто лег трезвым). Леша объясняет мне хитрую систему, которую он считает необходимым соблюдать во избежание запоя: если пил накануне вечером, то или не ложиться спать вообще, или не пить до 12 дня. Ну, дело хозяйское, а мне можно и в 11. На станциях Лодейное поле и Медвежья Гора к поездам подносят обалденную копченую рыбу, пива под нее можно выпить немерянно. Даже Ира постепенно втянулась. Леша говорит, что поскольку заброска не пешая, то в Кеми надо затарить пару упаковок пива на поход. Мы - ЗА, хотя водка тоже куплена, и фляжку коньяку я взял на всякий случай.
Напротив нас, на боковой полке едет смешной дядька со своим самогоном. Ужасно храпит. Периодически приходит в себя и пытается с нами общаться. Например, просвещает Ирину, для чего мужики берут молоденьких девушек в поход. В качестве Н. З.! Чтобы если заблудятся, и совсем не останется продуктов - то сожрать ее. Лешу он называет "Юрием Антоновым" (типа очень похож), просит спеть. А меня называет "Святой Отец" - за бороду. Его афоризм - "Одна голова хорошо, а две руки лучше" мы будем к месту и не к месту употреблять весь поход. Одно хорошо - он бодрствует и болтает не больше часа, а потом выпивает еще порцию, и 4-5 часов в ауте.
Так проходит день - за пивом, рыбой и душевными разговорами о том, что мужчины делают с девушками в походе. Неожиданно адмирал вспоминает, что он забыл дома кан. Катастрофа, весь поход - всухомятку? Нет, у меня в запасе чайник и маленький котелочек, как-нибудь выкрутимся. К тому же, в Кеми наверняка есть хоз. магазины - можно купить какую-нибудь кастрюльку.
Ближе к ночи становится понятно, что ночи сегодня не будет. За окнами - полярный день. Вот и Кемь, вытряхиваемся. Ничего себе, сколько тут комаров! (это по-сравнению с Москвой, мы еще не в лесу). Достаем предусмотрительно запасенные репелленты, мажемся - помогает. Я фотографирую Иру возле кучи рюкзаков - и в кадре оказывается виден огромный комар! (фото 01) Он пролетал мимо объектива в момент съемки и вспышка его высветила. Монстр. Кстати, забавное совпадение - на одном из заключительных кадров похода, уже на Белом море, в кадре опять - здоровенный летящий комар!(фото91) По-моему символично, с чего началось - тем и закончилось. Вообще странно, почему на гербе Карелии какой-то никому не ведомый медведь. Где они, карельские медведи, кто их видел? Почему постеснялись изобразить настоящего хозяина здешних лесов?
Леша, как человек бывалый, уходит договариваться насчет машины. Через некоторое время вызывает меня - помогать торговаться. Вообще услуги по заброске здесь дорогие. На привокзальной площади стоит машин 6, но все легковые. С нашим барахлом в одну уместиться - проблема. Нам сходу предлагают ехать на двух машинах, и просят две тысячи. Я - против. Леша еще в Москве предупреждал, что заброска может обойтись рублей в 500 с человека, поэтому к такой сумме я морально готов, но не больше. Цена опускается до 1500, а потом водила четверки-универсала очень нехотя предлагает попробовать забиться к нему и ехать за 1200. Я соглашаюсь, поскольку это по 400 на человека, мы быстро-быстро грузимся и мчимся по трассе по направлению к Мурманску. Два часа ночи, совсем светло, и организм еще не понимает - надо хотеть спать или нет. Километров через 20 раздается вопль адмирала - "МЫ ЗАБЫЛИ ПИВО!!!" Вот что значит - спешка. Водила не прочь вернуться, если за это заплатят. Адмирал безутешен, он уже настроился на поход с пивом. Но разве мало в поезде выпито? Ира и я предлагаем обойтись, и скрепя сердце, Леша соглашается. Кажется, что едем меньше часа, по карте там всего ок. 80 км, хотя водила клянется что 95, и намекает, что за такой заброс 1200 - это по местным расценкам самый минимум. Вот и мостик, перед ним указатель "Поньгома". Приехали. Время - 2.30 Выгружаемся, расплачиваемся, машина тут же уезжает.(фото02) Наконец-то мы одни?
Стапель.
Увы, нет. У самого моста идет какой-то ремонт, стоят бытовки для рабочих, в них явно кто-то есть. Вот сейчас как вылезут на шум ремонтнички с уголовным прошлым и будущим, а нас всего трое, и вокруг - сплошная Карелия, закон - тайга… Надувная лодка тут любому местному охотнику пригодится. Московская девушка - наверное тоже. Адмирал командует все-таки собираться под мостом, но максимально быстро и тихо, надуть лодки, покидать в них вещи, отплыть на километр, и уже там разложиться как следует. Тихо-тихо, на цыпочках стаскиваем рюкзаки под мост и начинаем со страшной скоростью надувать лодки. Ирина не врубает в серьезность ситуации, и спрашивает, - А что это мы так торопимся? Решаю открыть ей глаза:
- Вот сейчас как выйдут из вагончиков добрые дяденьки, все в татуировках, нас с Лешей зарежут, а тебя - изнасилуют. Или - наоборот, в зависимости от их личных пристрастий.
В это время из вагончика выходит здоровенный мужик в одних трусах, закуривает, и вразвалочку подходит к нам. Все как обещано, только татуировок на нем почему-то совсем нет. Поздоровался. Узнал, кто мы и что здесь делаем. Покурил и ушел обратно спать. Короче, так быстро я еще никогда не собирался. Обычно стапель у меня занимает час или полтора, параллельно на примусе делается чай, съедается перекус, вещи аккуратно распихиваются по своим штатным местам - в этот раз мы отплыли через 15 минут, покидав все барахло в лодки кучей и взгромоздившись сверху. А комаров вокруг - жуть! "Москитол" на них действует, но всего минут 20 (вместо заявленных 4 часов). Одеваем сетки, густо мажем руки-ноги - так вроде бы спасаемся. Но когда плывешь - их, конечно, поменьше.
Начало похода.
Как и договорились, встали за поворотом реки, более-менее разложили вещи. Время - 3 ночи. Организм уже не обманывается светлым небом, и конкретно хочет спать. А еще я сорвал спину - слишком много было погрузок-выгрузок, все - в спешке, не обращая внимание на здоровье. А теперь очень больно. Совсем не могу сгибаться, встать-сесть -только с абсолютно прямой спиной. Блин, неужели так - весь поход?
Адмирал штудирует описание, распечатанное с сети. Уже к середине похода оно от многократных намоканий расползлось и превратилось в труху. И каждый вечер на стоянке Леша тщательно просушивал маленькие мятые обрывки, потом сотыковывал их в подобие связного текста и пытался читать о порогах предстоящего участка реки. Вывод: и карту и описание надо ламинировать. Хотя бы скотчем. Первый серьезный порог у нас буквально через пол-часа. Решаем на нем остановиться и поспать - иначе до следующей ночи мы просто не доживем. Поплыли.
Так вот они какие - Карельские пороги! Совсем не похоже на Мсту в половодье, всюду торчат камни, проходить порог - это грамотно между ними вписываться. Контакт поначалу пугает - вдруг порвемся? После каждого контакта с камнем жду шипения воздуха или появления в лодке воды. Однако проходим одну шиверу, вторую, третью, легкие касания бортами неизбежны - и НИЧЕГО, на резине даже царапин не остается. Вхожу во вкус фигурной лавировки между камнями, матрос мой тоже удивительно быстро постигает основы.
Вот и порог Падун. Выходим на осмотр. Мда, нехило, целый водопад.(фото03) Такого я еще не пробовал. Точнее, пробовал на "Агидели" форсировать остатки плотины на Киржаче - там слив похожий был - и порвал днище вдребезги, два часа потом клеился и половину вещей вымочил, включая фотоаппарат (его потом в мастерской лечить пришлось). Поэтому здесь лучше пойду без вещей. И желательно - со свежей головой, то есть выспавшись. А сейчас - поспать, благо, место здесь удобное. Время - 4 часа, ночь это или утро - я уже не понимаю. Быстро ставим одну палатку, падаем и отключаемся.
Первый день.
Просыпаемся часов в 11.(фото04) Ооо, как болит моя спина! Как неудобно готовить завтрак, когда невозможно толком согнуться. Но ничего не поделаешь, кроме меня с этим никто не справится - Ира не умеет готовить на костре, адмирал тоже, а я не люблю есть недоваренное или пригорелое. Значит, чередоваться не будем - я приготовлю, а они пускай моют посуду. Завтракаем. После завтрака я пробую полечиться - у девушки есть какая-то противоревматическая мазь, я обильно натираю поясницу. И ставлю еще один медицинский эксперимент - принимаю янтарную кислоту. Дело в том, что незадолго до похода, я вычитал в сети совет веломарафонца - якобы янтарная кислота выводит из мышц кислоту молочную - и сильно натруженные мышцы меньше болят. Чтобы проверить, купил несколько упаковок, и как раз день вчера был тяжелый - а Ира вообще первый раз весло в руках держит - у новичков обычно болят мышцы плеча. Забегая вперед, скажу, что похоже, янтарная кислота действительно работает - мы с Ирой регулярно принимали по 2-3 таблетки после особенно тяжелых переходов (озеро, море) - и руки\плечи у нас практически не болели. Кстати, гель от ревматизма тоже помог - через пол-дня я забыл про спину.
Складываемся, Леша планирует проходить Падун с полной штатной загрузкой, а я сношу вещи ниже порога, благо тропа обноса тут хорошая, носить недалеко и место нижней погрузки удобное. Затем фотографирую адмирала, проходящего порог.(фото05) Прошел без проблем, теперь он нас снимает, а мы плывем. Ира в спасжилете и каске - ей, понятно, страшно. Я уже вижу, что переворот здесь - исключен, каска не нужна. Страшно только порваться - я все еще не доверяю нашей резине и местным камням.(фото06) Вот заходим на струю - Ура! - прошли.(фото07) Все происходит так быстро, что даже неинтересно. Можно было смело проходить с вещами и не тратить время на пешую переноску.
Идем дальше. Погода хорошая, тепло, солнышко светит. Комаров мало, если обработать репеллентом кисти рук и поля шляпы - они почти не беспокоят. Вообще, в страшных историях о Карелии, которыми меня пугали знакомые перед отъездом, все могло бы быть гораздо хуже.
Еще несколько простых порогов-шивер, и - порог Стол. Выходим посмотреть. Две ровных ступени-слива, верхний вроде без проблем, а вот на нижнем слой переливающейся через край воды очень тонкий, там любая лодка должна зацепиться брюхом. Адмирал опять первый, у его лодки за шкуру можно не беспокоиться. Я фиксирую проход "для потомков". Первый слив - полет нормальный.(фото08) На втором адмирал, ессно, плотно садится днищем на край слива, лодку почему-то разворачивает боком, поток наклоняет ее - вот сейчас перевернет! У зрителей на берегу захватывает дух. Но Леша поерзал-поерзал на краю, и благополучно свалился со слива вниз не перевернувшись. Повезло, я уже думал - сейчас кильнется.
Мы на "Туристе" проходим Стол без посадок - легко свалились с одного слива, а затем и со второго - разворачивать боком нас река почему-то не стала.
Начинаю понимать, что пороги здесь для наших лодок явно слабоваты - скатываемся по-любому.. Шиверы интереснее, на них хотя бы ловкость нужна и искусство управления, умение правильно выбирать струю и уходить от контакта с камнями. Хотя, в принципе, и боковой контакт и посадку днищем лодка спокойно терпит. Иногда садимся настолько плотно, что слезть упираясь веслами не получается - тогда я разуваюсь, выхожу на камень и стаскиваю лодку. Скорость течения на шиверах хорошая, и важно успеть запрыгнуть обратно, когда струя подхватывает лодку. Камни в русле очень большие, на нем стоишь - по щиколотку, а вокруг - по пояс. Поэтому догнать лодку бегом по реке скорее всего не получится. Еще одна сложность - запрыгнув на лодку, мне нужно 2-3 секунды чтобы пристроить задницу и схватить весло - за это время нас успеет развернуть кормой вперед или посадить на следующий валун. В эти секунды успех зависит от ловкости матроса - и Ира вполне справляется. Она подает мне мое весло и в то же время не дает лодке крутиться, а при навале на камень - довольно правильно отталкивается. Мне даже ничего командовать не надо - все само получается.
Адмиралу хужее - он гребет один. И по-моему сильно поднятый кверху нос "Скаута" мешает ему смотреть прямо вперед. Зато у него толстая шкура, и сев на камень, он просто раскачивается на нем из стороны в сторону, пока не слезет.
Погода портится, начинается дождь. Это специально - впереди у нас тяжелый участок - озера. Должен еще встречный ветер быть - и точно, он включается аккуратно к нашему выходу на широкое место.
На озере проблема - правильно сориентироваться, найти проход из одного озера в другое. А потом на выходе из второго - найти нашу речку. Ищем первый проход. Карта у нас вроде бы хорошая, двухкилометровка, но берега с ней почему-то совпадают весьма и весьма относительно. В описании для байдарок совет простой - держаться правого берега. Но на байде километр - не крюк, а с нашей скоростью очень не хочется залезать в каждый залив. Вся надежда на адмирала, который здесь проплывал в прошлом году. Адмирал выбирает курс, и мы довольно быстро пересекаем широкое место, и пристаем к чему-то типа острова. А может и мыса, и неясно, справа или слева его обходить. Сходили по берегу туда-сюда, Леша пропал минут на 20 - видно, далеко побежал. Вернулся озабоченный, поплыли в обход направо. Обогнули мыс, за ним - протока типа реки, длинная и узкая, на карту совсем не похожа! Но направление у ней верное, плывем. Во что-нибудь да упремся, в худшем случае - в тупик. Пытаюсь узнать у Леши подробности прошлогоднего перехода через эти места, и выясняю, что наш проводник ничего не помнит! Видно, на байдарке очень быстро проскочили, сами не заметили. Бывает. Опять же, когда группу ведет кто-то опытный, остальные могут расслабиться и не контролировать маршрут. Так, очевидно Леша и плыл, любовался пейзажами, и не думал, что дорогу запоминать надо.
Протока кончилась Т-образным перекрестком. Судя по карте, правильное направление - направо, но там все явно в болото упирается. А в неправильном направлении виден куда-то проход. Адмирал делает мужественное признание:
-Товарищи, я хрен его знает, где мы находимся!
Зря он так сказал. Очень такие заявления командира команду расстраивают, не должен командир таких слов говорить. Может ошибаться, может советоваться с коллективом, может даже неправильные команды отдавать - но говорить "не знаю куда дальше", по-моему, все-таки не должен.
Ладно, наплевать, самое худшее, что может случиться - это если мы сегодня вообще правильный путь не найдем. Ну и что? Заночуем на озере, найдем завтра. Неприятно, что дождь и ветер, остальное - мелочи. Плывем налево. Вскоре протока расширяется, похоже, что мы во втором озере. Проходим еще с пол-километра, определяемся по карте - похоже мы на правильном пути! Но - сильный встречный ветер, очень тяжело грести. Скорость - не больше километра в час, и передохнуть нельзя - сразу несет назад. Дождь то пойдет, то перестанет. Мой матрос проявляет чудеса героизма - гребет с совершенно неженским упорством и мужеством. Без нее я бы этот отрезок не прошел. А адмирал на "Скауте" выгребает достаточно спокойно, уходит далеко вперед, высаживается, осматривает окрестности в бинокль - ищет сходства с картой. Но уже и без бинокля с каждой сотней метров все понятней - мы идем правильно, и в конце этого озера будет продолжение нашей речки. Здесь очертания берегов совпадают с картой идеально.
Поскольку с испытанием мы справились - поливать нас дождем и тормозить встречным ветром смысла больше нет, и погода налаживается. Выходит солнышко, потом проливается короткий, но сильный ливень, и озеро заканчивается. Ведь порогов в озере не бывает? Значит, мы плывем уже по реке. По словам адмирала, еще десяток слабых порогов-шивер, и будет стоянка.(фото20)
Отступление о стоянках и дровах.
Вообще, отличие Карелии от наших мест в том, что где попало тут не встанешь. На плесах между порогами река напоминает канал им. Москвы - ровный низкий берег, а дно уходит вертикально вниз. А берег - сплошной болотный мох, багульник и клюква\брусника\черника - все вперемешку. Лагерь поставить конечно можно и на болоте, но неуютно, и швартоваться-высаживаться неудобно. Вылезать и вытаскивать лодки очень удобно на пологие скальные выступы, и если неподалеку на берегу есть относительно ровная и сухая площадка, пригодная для лагеря - там будут из года в год стоять туристы.(фото21) На таких площадках уже есть место для костра (и часто - не одно), на деревьях прибиты жерди для сушки вещей (а может - грибов), сделаны капитальные столы и скамейки и как правило - очень много мусора. Я к этому не привык, в средней полосе чаще всего удается на любой реке встать на чистое место. Здесь - нет. Парадокс - стоило уезжать так далеко от дома, чтобы разбивать лагерь почти на помойке? Наверное, причина еще в том, что северная природа очень медленно "залечивает" следы от человека. Под Москвой след от костра исчезает за 2 года, затягивается травой. Обожженая на костре консервная банка сгнивает тоже года за два. А на севере все это лежит лет по 5 или больше. Адмирал говорит, что в августе хороших стоянок на этой реке просто не хватает на всех желающих - видимо от этого на некоторых площадках по 3-4 костровища. Очевидно, иногда приходится даже нескольким группам уживаться на одной площадке.
И, представляете, проблема дров! В Карелии! То есть, пока плывешь - вокруг море сухостоя. Но все это богатство - на тех самых болотно - клюквенных пространствах, где лагерь разбивать - никакого желания. А на нормальной стоянке - в радиусе 200 метров ни одного сухого дерева, весь сухостой спилен и сожжен. Впрочем, у нас группа маленькая - нам хватает остатков. Большие группы часто заготавливают дрова "с запасом", а нам нужно всего 5-6 чурбачков на две готовки. Кстати, судя по записи, найденной на одной из стоянок, предыдущая группа прошла всего за 4 дня до нас - оживленное движение на реке, хоть и не сезон. Но "живьем" за весь поход так никого и не встретили.
Еще о карельских дровах. Местная сосна пилится как подмосковный дуб - настолько плотная древесина. Все здесь растет очень медленно - я попробовал сосчитать годовые кольца на 20-сантиметровом пеньке, и сбился на 50, не одолев и половины - т. е., такой сосне больше 100 лет? Годовой прирост - меньше миллиметра. Но горит - просто чума. Как будто плеснули керосином, никаким ветром такой костер не погасить. Древесина просто пропитана смолой.
И еще важный момент по стоянкам. Все, что Карелии не болото - то камень, третьего не дано. В лучшем случае - камень покрыт тонким (до 5 см) слоем грунта и корней. От этого две сложности. Первая - стойки для костра. Забить их в камень затруднительно, если только в какие-то щели. Если стоянка обжита и оборудована - нет проблем, а вот чтобы устроить костер "с нуля", приходится искать нестандартные решения. Для первого костра я укреплял в камнях наклонную жердь. На двух последующих - стойки и перекладина были готовы до нас. Затем, на дневке был единственный лагерь на нормальном грунте, в который удалось забить и стойки, и колышки моей палатки. Еще для одного костра перекладину удалось привязать к деревьям. И наконец, на последней стоянке стойки тоже забились, но весьма неглубоко, для устойчивости их пришлось сделать двойными - буквой Л. И все равно один раз эта система рухнула - хорошо, что без котла с едой. Вывод - в следующий раз надо брать с собой тросик или цепочку для завески на деревья.
С палаткой - та же проблема. Моя палатка устаревшей системы, крепится шпильками и растягивается колышками. Соответственно, на первых двух стоянках поставить ее было просто невозможно. Хорошо, что палатка Ирины была нового образца - шатер на гибких прутьях, ее даже шпильками крепить необязательно. Еще хорошо, что в этой палатке мы впритык - но втроем помещались. Только на дневке и на последней стоянке спали без тесноты.
Вечер первого ходового дня.
Вот и обещанная адмиралом стоянка. Действительно, приличное место, обжитое. Есть кострище со стойками, есть бревна - лавки, и даже есть неиспользованные дрова. После дождливого дня все дерево мокрое, но я развожу костер "по шоферски" - плеснув бензина. На пол-часа выглядывает солнышко - лезем купаться.(фото09) Вода конечно прохладная, больше минуты я не выдерживаю, но все равно приятно, снимает часть усталости от тяжелого дня. Адмирал даже моет голову шампунем. Переодеваемся в сухое, развешиваем мокрое. Тут же налетает туча, начинается ливень. Ира еле успела поставить свою палатку - закидываем вещи и рюкзаки , запрыгиваем сами, грязи натащили в палатку выше крыши - Ира в шоке. Палатка только что куплена, и вообще она думала - в палатке должна быть чистота и порядок, входить - разуваться. Ливень через 10 минут проходит - вылезаем, продолжаем сушку. Берег возвышенный, хорошо продувается, уносит комаров.(фото10) Правда, вскоре ветер усиливается как-то слишком, и уносит не только комаров, но и вещи, развешенные для просушки, валит и катит по земле палатку.
Проблема - готовить еду в бурю. Насыпаю в миску порошок картофельного пюре - налетает порыв ветра и уносит половину! Прячусь за перевернутую лодку и кое-как продолжаю готовить, но порции получились, конечно, неполноценные. После такого тяжелого дня надо бы ужинать посытнее. Удивительно, но почему-то никто не упрекает повара. Может, просто сил нет ворчать? Выпили водки, отметили начало похода и успешный переход озера.
Второй день.
Отличное утро - буря кончилась, солнечно.(фото11,) Хотя дожди в течение дня будут проливаться раз шесть. Позавтракали, собрались, поплыли.(фото14, 15) Сегодня много фотографирую. Типичные карельские пейзажи - вода, камни, перекаты.(фото 12, 13) Жаль, невозможно работать веслом и фотоаппаратом одновременно.(фото16) Приходится снимать до вхождения в шиверу или после, а самые красивые виды - внутри, но там - только успевай вписывать лодку между камнями.(фото17) До обеда - стандартные шиверы, все проходим не останавливаясь. Периодически проливаются дожди. Причем, с дождями - до смешного доходит. Плывем, никого не трогаем. Начинается тихий дождик, слабенький. Ира говорит:
- Ну, разве это дождь, это мелочь!
Дождь тут же обижается: - Это я - не дождь?! И - ливнем нас от всей души. А через 10 минут - опять солнце. Река все такая же - 500 метров плеса с почти стоячей водой, после - шивера. И так - до самого обеда.(фото20)
Обед на обжитой стоянке перед серьезным порогом (так называемый Роман-порог).(фото25) Тут есть костер со стойками, большой дощатый стол, под столом - сухие дрова.(фото24) Спасибо неизвестным добрым дровосекам. Весь стол - в памятных надписях. Здесь мы и узнаем, что последняя группа прошла всего 4 дня назад. Сходили на разведку порога, но просмотрели только начальную часть.(фото27) Порог очень длинный, около километра, весь не просматривается, так как река поворачивает.(фото26) Когда-то данная местность была более населенной, здесь шла дорога, через реку был деревянный мост. От него остался треугольный бревенчатый ледолом и быки, разрушен только центральный пролет. Фотографирую порог с моста и идем обратно.(фото28)
Поплыли. Очень грамотно огибаем ледолом, затем резкий маневр - вписываемся в створ моста. Тут все делается согласно описанию. Дальше - как получится. За поворотом - два приличных слива, через всю реку и почти по метру каждый. На краю одного из них мы плотно садимся, несмотря на сильный напор течения. Я разуваюсь, вылезаю на валун, Ира интересуется, а успею ли я залезть обратно? А и в самом деле, ситуация! Скорость течения очень большая, стоит освободить лодку - она помчится птичкой. Успею ли я прыгнуть на нее - большой вопрос. Но не сидеть же тут посередине реки на камне, вперед - слив, назад - глубоко. Тяну… Пошла!!! Успел. Чтобы не терять время на усаживание, я в такие моменты не сажусь на свое штатное место по фартук, не просовываю ноги вниз, а пристраиваюсь на коленях поверх всего, буквально у Ирины за плечами.(фото18) Хватаю весло, которое она мне уже подает прямо в руки, и сразу начинаю рулить, пока нас еще куда-нибудь не посадило. Ни один гребок не терпит промедления. Весело. Люблю такие места.(фото22, 23) Если плес длиннее 300 метров - мы уже скучать начинаем.(фото19, 20)
На этом переходе дивной красоты место - пару километров река течет в V-образном корыте, проточенном в скале, впечатляющие каменные стены - с двух сторон. Увы - небо в тучах, моросит дождик, фотоаппарат убран глубоко и надежно. Плохой свет для художественной сьемки. И река не позволяет расслабляться, все внимание - на управлении лодкой. Вот если бы солнце выглянуло - обязательно остановился бы поснимать.
И вот, дневной переход заканчивается. Впереди - гвоздь программы, порог Корней. Сверху, с наплыва, его не видно. Только слышен рев и странно, что дальний лес как бы в яме. Нижнего плеса сверху вообще не видно. У группы нашего Адмирала здесь в прошлом году дневка была, и в этом походе он тоже хочет здесь отдохнуть. Вылезаем, идем смотреть порог.
Порог Корней.
Да, это действительно самый мощный и красивый порог на реке.(фото29) Первое впечатление - жуть (может, от громкого шума?). Основной слив - больше двух метров. Правда, пологий, поэтому без бочки внизу. И вообще, при ближайшем рассмотрении, не очень сложный для сплава.. И верхний слив, и основной - "прямоточные", т. е. для успеха в них нужно всего лишь точно войти - а дальше само пронесет.(фото30) Здесь нет боковых валов, могущих залить или перевернуть лодку. Нет бочки, в которую моя толстомордая лодка может упереться носом и остановиться прямо на струе. Не видно опасных камней на линии прохода. Значит, надо просто пробовать.
Адмирал намерен пробовать немедленно. А нам вещи тут можно выгрузить. Площадка для лагеря устроена над самым порогом, поэтому очень удобно - после сплава снизу одну пустую лодку принести. Вот Леша вещи не выгружает - иначе ему сидеть не на чем. А на небе - добрый знак. Радуга над лесом - это к счастью.(фото33) Значит, все у нас будет хорошо.
Мы с Ирой занимаем зрительские места, я готовлюсь снимать. Поплыл.(фото31) Сразу что-то не заладилось - на перегибе первого слива подсел днищем, скатился, но - задом наперед! Неужели сейчас его в основной слив кормой вперед потащит? Нет, сумел развернуться - прошел большой слив чисто.(фото32) Нормально, отдаю фотоаппарат, теперь наша очередь.
Заходим на исходную - пошли. Падаем с верхнего слива. Ого, под ним и дальше - несколько метров просто кипят, толчея беспорядочных стоячих валов бьет лодку со всех сторон. С берега этого места видно не было. Узкую лодку здесь наверно даже перевернуть может, а низкую и открытую - зальет. Нашей - пофигу такие места, пробиваемся. Дальше - несколько метров стремительно несущейся, но - гладкой воды. Тут - возможность двумя - тремя гребками подкорректировать курс. И - главный слив.(фото34) Ааа! Ура! Есть! Всего две-три секунды, а сколько эмоций! Страшно, радостно, интересно и приятно. Как можно без этого жить? Не знаю.
Нас проносит через две или три гряды валунов, лежащих в нижнем течении порога, и можно приставать к берегу. Подходит Леша и мы с ним тащим лодки по берегу в лагерь. Тут вдоль берега тоже тропа обноса - большинство судов Корней вплавь не проходят. Как наверное обидно, видеть такую заманчивую красоту - и тащить свой корабль по берегу мимо. Как купить билет - и не поехать. Понимаю нашего адмирала - он целый год жаждал сюда вернуться, и все-таки овладеть этим порогом.
Ставим лагерь. Ура, вижу землю! Здесь можно поставить мою палатку. Земля конечно хилая, часть колышков входит, а половина в камень упирается. Но я все-таки справляюсь - хватит уже нам тесниться. Тем более - мы тут целых две ночи проведем. Здесь тоже есть хороший стол с лавками, на земле видны "штатные" места для палаток - даже водоотводные канавки прокопаны. На одном из таких мест я и ставлюсь. Адмирал подсказал - тут у них в прошлом году тоже стояла палатка на колышках. А вот с дровами здесь туго - никто нам ничего не оставил. Первый раз за весь поход приходится идти в лес по дрова. Нахожу сухостой метров за 200. Распиливаем, приносим, и вопрос с дровами решен.(фото35) Ужинаем, выпиваем за успешный проход Корнея. Каждые 20 минут ходим на берег любоваться - порог притягивает, на падающую воду хочется смотреть и смотреть. Пройденный, он уже не пугает, но и восхищает меньше - простой для сплава оказался. Но все равно красиво.
Расползаемся по палаткам. Адмирал приказывает не будить его завтра ни при каких обстоятельствах.
Третий день. Дневка.
Сплю один, просторно. Влажные вещи просто раскидал внутри палатки - и не беспокоюсь, что их ночью дождь вымочит. Шум порога совсем не мешает спать, выспался почему-то уже к 9 утра. Еще с полчаса валяюсь - торопиться никуда не надо. Вылез - красота, небо чистое, солнышко греет. Из соседней палатки - ни звука. Развел костер, поставил чайник. Не буду сегодня завтрак готовить. Делать в походе еду для себя и товарищей - одно удовольствие. А не делать - другое. Сегодня веслами не махать - мне достаточно на завтрак большой кружки кофе и пол-банки сгущенки. Сижу один за столом, как белый человек.(фото36) Сегодня даже позагорать можно.
Вылезает из своей палатки Ира. У нее конкретное предложение - покататься по Корнею сегодня, просто так. Ого, как девушка втянулась! Что ж, я - ЗА, я - всегда готов. Мне только кофе допить. Можно даже интереснее сделать - опробовать "Скаут" (если адмирал разрешит). На узкой и быстрой лодке должно быть веселее.
В двенадцатом часу выползает Леша. Дает добро на пользование своей лодкой. Начинаем подготовку. Сидеть будем на коленях - как на катамаране, поэтому вяжу петли для фиксации. Раздеваюсь до плавок, зальет - меньше сушить. На голову каску - вдруг головой об камень? Ира в спасжилете - в каждом пороге она готова к серьезному кораблекрушению. Заносим лодку наверх порога, Леша будет нас снимать фотоаппаратом Иры. Садимся, плотно забиваем ноги под петли - теперь мы с лодкой одно целое. Вперед!
С первых же гребков чувствую разницу хода. Моментально набирает скорость. На моей нужно сделать 10 гребков, а на этой три. Класс! Вот только борт низкий и фартука нет - но сейчас это не важно. Проходим порог чисто, технично - одно удовольствие! Даже жалко, что он такой короткий. В нижней шивере, уже подруливая к берегу, вдруг со всего размаха садимся на притопленный валун. Полная скорость, и вдруг - мгновенная остановка. Такой сильный рывок, что если бы не фиксирующие петли - мы бы просто улетели с лодки вперед через нос. И что характерно, даже притакой жесткой посадке - ни следа на шкуре. Хотя карельские валуны совсем не гладкие! Они, конечно, в большинстве - округлой формы, но поверхность грубее старого асфальта.
Относим лодку на место, одного раза достаточно. Хорошо кататься по порогу, но слишком утомительно с лодкой по берегу ходить. Теперь - купаться! С этим тут хорошо - рядом с нижним сливом есть затишье. Лагуна метра 4 с ровным дном и водой по-грудь. С трех сторон ее окружают каменные плиты, а с четвертой - мчится мощная струя - основной поток.(фото37) Я к струе неосторожно подплыл чрезмерно близко - меня схватило и понесло! Вот попал, несет прямо на камни, вот они уже мелькают прямо подо мной! Поток такой, что не встанешь, не зацепишься. Попробовать встать - повалит, закружит. Головой о камень стукнет - и все, отплавался. Что тут сделать, как спастись? Раскинул руки-ноги, стал плоским совсем. Не бороться с водой, а скользить по самой поверхности. Авось ничем не зацепит. Краем глаза успеваю заметить - на берегу Ира в шоке, глаза как блюдца. А что тут сделаешь? Адмирал не видит, гуляет где-то.
Короче, пронесло через два ряда камней, и удачно. Лодки наши садились а я прошел благополучно - наверное осадка меньше? Перед третьей грядой скорость течения упала - тут уже можно остановиться, встать.(фото38) Только вот у берега оказался чужого. Ну ничего, зато - живой. Медленно и аккуратно перебрался по камням на родной берег. Возвращаюсь в лагерь совершенно счастливый - я теперь знаю, как надо пороги проходить! В смысле, если вдруг без лодки в него попал. Главное - плоским стать, кленовым листиком прикинуться. И упаси боже руки-ноги в глубину совать, в камни. Спокойно дрейфовать до тихого места, а уже оттуда - спасаться. И лучше все-таки - если каска на голове, очень я по ней скучал в потоке.
Вот на Мсте когда кильнулся - совсем все по-другому было. Там в половодье на порогах глубоко - пока несло, только пару раз ногами дно на мгновение почувствовал. Мы с перевернутой лодкой километра полтора сплавлялись, пока нас на кусты не высадило. Там спасжилеты пригодились больше, чем каска.
Далее весь день у нас в сплошной праздности проходит. Позагорал пару часов. Точнее, побродил по лагерю в плавках. На одном месте стоять - комары слетаются, а если двигаться - можно жить.
Если загорать стоя, плечи быстро обгорают. Вот уже пора одеваться. А кроме комаров начали появляться какие-то гады кусачие. Ага, да это же легендарная карельская мошка! Не жалит, не сосет кровь хоботком, а прямо откусывает кусочек мяса! И ветром ее не сносит как комара - она летает лучше. И репелленты на нее слабо действуют. Если не успел убить сразу, пока не откусила - остается маленькая ранка. Эти звери преследуют нас до самого вечера. Но мне рассказывали что они тучами налетают, облепляют лицо до черноты и объедают до костей - а у нас поштучно, так что не в напряг. Зато погода весь день сладкая простояла, это для дневки очень ценно. Жаль, не сезон - на дневках здесь, наверное, хорошо грибы да ягоды собирать.
Четвертый день.
Собрались, поплыли дальше.(фото39, 40, 41)Увы, но адмирал говорит, ничего подобного по мощи и красоте Корнею на нашем пути уже не будет. Жалко. По моему опыту, в низовьях любая река становится скучной - течет слишком широко и медленно.(фото42)
На самом деле оказалось, что порогов впереди еще - десятка два, скучать не пришлось. Причем - очень длинных, требующих большого напряжения сил и внимания. Мелких, без четко выраженной струи, и главное --среди округлых валунов в них попадаются острые камни!(фото43, 44)Наверное, совсем недавно раскололись, и не успели еще скруглиться. Налететь на такой камень лодкой - порвемся без вопросов, я уворачиваюсь как могу, а Ирина вошла во вкус, и ее теперь даже ограничивать приходится, запрещать грести. Ведь если вероятность посадки очень велика, то лучше сесть на минимальной скорости? Садимся, спихиваемся, летим дальше, уворачиваемся от острого камня - въезжаем в тупой, отталкиваемся в два весла, резкий рывок в сторону - там вроде глубже, и - снова не спешить, несколько метров идем по течению, опять разворот - уход от камня, падаем с маленького слива, опять садимся, я соскакиваю - слезаем, запрыгиваю - дальше пошли… И так - метров 500 и больше! Класс! Я люблю тебя, жизнь! Слаженности достигли такой, что командую только "греби - не греби", а право-лево она сама соображает. Случилось, признаюсь, пару раз - я целил в один проход между камнями, и надеясь на телепатию, молчал. А матрос-то думал - в совсем другой проход идем, туда и загребал! В результате - посадка или сильный удар бортом. Но это - исключение, на большинстве сложных мест я просто нарадоваться не могу на нашу сыгранность.(фото49, 50, 51)
Остановились, пообедали.(фото45, 46, 47, 48). Плавание продолжается.

По сравнению с "верхними" порогами, которые просто слив, бочка - и все, такие длинные перекаты-шиверы очень выматывают физически. После одного такого вырвались на чистую воду, я хватаю фотоаппарат - сделать снимок порога обратным ракурсом, снизу вверх. Встал в лодке, и… - чуть не упал за борт вместе с аппаратом! Оказалось - меня всего колотит от перенесенного напряжения, пока сидел - вроде не чувствовалось.
На таких сложных и длинных порогах у нашей лодки - заметное преимущество перед "Скаутом" адмирала. Теперь уже не он нас дожидается, а мы - его.(фото52, 53)Плохой обзор переднего сектора, и не хватает загребного матроса для резких энергичных разворотов. Ну и еще - не адмиральское это дело - вылезать из лодки. Я сел - вылез, соскочил - поплыли дальше. Нет потери времени на мелях. А Леша сидит в лодке и качает ее, пока не сползет. У него и весло из стеклопластика, последний писк, жутких денег стоит. Таким и не отпихнешься толком - жалко. А у меня - дюралевое наследство от родительского "Салюта", лет по 30 веслам. Все уже в зазубринах - да и ладно.
После одного особенно долгого ожидания приплывает адмирал - явно не в себе. И на простой вопрос, без всякого подкола:
- А какой категории этот порог? - злобно цедит:
- Это, блин, ваще не порог! Это каменный геморрой какой-то!(фото54)
Еще одно очень красивое место сегодня - без названия, но я бы назвал его "Сухой порог". Мощная гряда наклонных плит перегораживает всю реку как плотина.(фото55) Вода прорывается несколькими жалкими струйками, на первый взгляд река здесь просто кончается!(фото56) Можно перейти с берега на берег переходя с плиты на плиту. Я, конечно, поддался соблазну - попробовал, попрыгал. Поснимал с разных точек - красиво.(фото57, 58)
Единственная струя, достаточная для прохода лодки - у левого берега.
Сегодня видим первый за четыре дня признак цивилизации - железную дорогу. Под мостом - очередной порог.(фото59) Не успеваю увернуться - пролетаем через какие-то проволоки, уходящие с берега в воду. Порвемся? Нет, проехали. Еще два длинных порога, на одном чуть не происходит столкновение. Адмирал сидит на мели, мы летим прямо на него, сворачивать вроде бы некуда - кругом камни. Нет, есть один ход мимо, уплываем вперед. Проходим еще один порог, и останавливаемся подождать.(фото60) Приплывает злой адмирал и делает нам выговор. Оказывается, у него в этих местах была запланирована стоянка, а теперь мы ее проскочили. А если плыть дальше - есть риск в деревню упереться. Решаем вставать на ближайшем мало-мальски пригодном месте, и вскоре находим таковое. Швартовка удобная - плоский камень. На низком берегу бывшая стоянка рыбаков. Остатки костра, грязновато, мест для палаток нет. Но вот если на горку залезть - там хорошо. Туда лодки тащить не кайф, но в остальном - хорошо. Мягкий и сухой мох - спать приятно будет.(фото61) Это - первая за весь поход стоянка на "свежем" месте. И самая приятная по чистоте и мягкости.(фото62) Тут я тоже могу поставить свою палатку, но ночую не один - ко мне адмирал просится. Говорит, сквозь сетку в палатке Иры пролезают мошки и кусают его ночью. Пустил. Ирина спит одна. Чтобы ей не было страшно, ставим палатки вплотную друг к другу.
Уже жалко, что поход подходит к концу. Завтра увидим Белое море!
Пятый день.
Отличное утро.(фото63, 64)Солнце, тепло, легкий ветерок, комаров нет. Замечательные виды реки с перега.
(фото65, 66) Встали, позавтракали.(фото67, 68) Сложились, поплыли.(фото69, 70, 71)Я думал, деревня Поньгома буквально за поворотом - ошибся, до деревни далеко.(фото72) Проплываем мимо остатков какого-то сооружения - похоже, причал когда-то был огромный. Ага, думаю, наверно сюда маленькие пароходики из моря заходили в былые времена. Привозили припасы для охотников и т. п. Опять ошибка - дальше пороги начинаются. Никакой пароход по этим порогам вверх не поднимется. Впрочем, вниз - тоже не пройдет. Что же это за сваи были? Мосты обычно поперек реки строят, а тут - вдоль берега постройка… Загадка.
Зато одна загадка реки разгадана - почему рыбы не видно. 5-6 рядов сетей перегораживают Поньгому от берега до берега. Браконьеры ждут нереста семги. Это их собаку мы слышали, оказывается, с нашей сегодняшней стоянки.(фото73)
В конце река порадовала - еще один слив по узкому желобу, перепад метра полтора показался.(фото74) Желоб очень красивый, и солнце светит, а рук свободных - нет. Хорошо быть осьминогом - грести и фотографировать свободными щупальцами. Скатились, обернулся назад, щелкнул - нет, снизу вид уже не тот.(фото75) Трудно путешествовать по порожистой реке - и делать художественные фото.
Вот и карельская деревня.(фото76) Хаотически разбросаны по берегу избы, ржавый автобус валяется… С первого взгляда понятно - полная разруха и безработица. И наверняка - алкоголизм беспросветный. Деревня Поньгома стоит прямо на пороге. Это - последний порог, "Морской" (адмирал говорит, все последние пороги на здешних реках называются морскими). Подлый порог. Везде мелко, везде камни. И очень много острых. А в конце порога - сплошная гряда валунов, без прохода! Как будто трактором сгребли - может, лед весной так камни стаскивает?(фото77) Конечно, сели. Вылез - стащил с камня, провел на чистую воду. Вот и все, последний сарай на мысу. Впереди - простор и ветер.(фото78) Этот запах соленой воды и йода ни с чем не перепутать. Впереди - море.
Белое море.
Конечно, мы пока еще - в устье реки, по местному - в губе. Под нами пока еще пресная вода. И "морской простор" виден пока в узком секторе - тут со всех сторон острова, большие и маленькие. И мелко здесь - около метра всего глубина. Но водоросли уже не речные - что-то типа морской капусты, а на конце каждого листа - маленький шарик-поплавок. Никогда таких не видел.
Опять, как и на озере, в полный рост встает проблема ориентировки. Нам нужно пройти 7-8 километров из устья Поньгомы налево, в устье другой речки - Куземы. Но хотелось бы не втыкаться в заливы. Впереди два-три острова, каждый из которых может оказаться полуостровом - где сворачивать? Очень кстати бы пришлись воспоминания адмирала о прошлогоднем походе, но как назло, он опять не может вспомнить ничего путного. Но пока нам - прямо. А ветер, ессно, крепчает, как и положено на открытом месте. И конечно же, почти в морду. Скорость нашей лодки резко падает, адмирал уходит вперед. Пока он еще недалеко, я пытаюсь выведать побольше. Но на простой вопрос - а не повернуть ли налево за этим мысом, неожиданно слышу злобное:
- Плыви где хочешь!! - и пропал вдали. Растворился в синеве морской.
Да, строгий у на руководитель. С вопросами к нему опасно приставать. Особенно, когда не в духе. Нервничает, наверно, оттого что дорогу правильную не вспоминает.
Первый полуостров обогнули легко. Дальше - хуже. Ветер такой, что гребя изо всех сил, стоим на месте. Только силы зря тратим, надо бы переждать. Пристали, передохнули.(фото79) Чуть ветер стихает минут на 5 - плывем вперед. Усиливается - ждем на берегу. Острова безумно красивы.(фото80) По идее, на каждом надо бы провести полдня - и фотографировать. Море такое прозрачное, что дно видно на всем протяжении от одного острова до другого.(фото81) А вот холодная - просто ужас. Когда выскакиваю босиком, чтобы вытянуть лодку на песок, сводит ноги меньше чем через пол-минуты. Да, Белое море - это не Черное и не Красное. Купаться здесь проблематично.
Адмирал превращается в точку, и вот - мы его уже не видим. Догнать нечего и думать - ветер не успокаивается. Когда немного затихает - удается пройти 100-200 метров, и - снова на берег.(фото82) Если так пойдет и дальше - ночевать на море придется. В принципе, страшного в этом ничего нет, хотя адмирал и запланировал закончить поход сегодня к вечеру. Но он проплывал здесь на байдарке, и при спокойном море - вот и решил, что справимся. А жизнь вносит свои коррективы.
А вот интересно, если ветер еще сильнее станет, и мы с Ирой вообще ни на шаг дальше не продвинемся - адмиралу возвращаться, и искать нас придется? Или он в Москву один поедет? На его месте я бы постарался не уплывать так далеко - мало ли что. Куда спокойнее в прямой видимости двигаться - море все-таки. Вдруг нас тут перевернуло, или о камни волной стукнуло, или течением куда-нибудь унесло?
Волна, кстати, лодку так и кидает, грести еще тяжелее стало.
Продвинулись еще метров на 500, обогнули полуостров. Хорошее совпадение с картой.- мы прошли примерно треть морского перехода (то есть, всего пару километров). До следующего мыса - метров 500 открытого пространства. Дождались очередного ослабления ветра - поплыли.(фото83) А кто это там по берегу гуляет? Это наш адмирал нас тут дожидается.
Доплыли, держим совет. Опять непонятно, к острову мы подвалили, или к полуострову. Вопрос не праздный - если это полуостров, то обходить его надо со стороны моря - а там уже волна в метр гуляет. А если остров - то можно проливом проскочить, там остров нас от ветра прикроет. Оставили Иру отдыхать, пошли в пешую разведку. Дикая природа тут уже совсем кончилась. В отличие от предыдущего острова, этот - совсем плоский, голый, а посередине - ржавые железные развалины. Какой-то заводик здесь раньше стоял. После нетронутых человеком пейзажей дико на весь этот кривой металл смотреть, неуютно.
Я думал, что остров не может быть одновременно и полуостровом. Может! Оказалось - в прилив это остров, а в отлив - часть материка. Еще час назад пролива не было, а сейчас - есть, и с каждой минутой углубляется. Значит, можно проплыть целый километр по относительно тихому проливу.
Попутно выяснилась еще одна проблема - у нас нет воды. Весь поход не задумываясь пили речную и остатки утреннего чая из бутылок. А сегодня даже не налили ничего - никому почему-то не пришло в голову, что на море пить захочется. А сейчас время к обеду - а вода вокруг только соленая. А кушать хочется, сил уже потрачено немало. Плохо дело. Адмирал совсем не в духе.
Поплыли дальше, миновали пролив, дальше, судя по карте - все просто. Надо тупо идти вдоль берега пока не упремся в устье реки. И всего-то осталось километра 4 или 5. Никаких проблем, если бы не этот ветер. Еще два отчаянных рывка метров по 300, и я чувствую, что матрос у меня совсем выдохся.
(фото84) Хорошо еще, что Адмирал больше не уплывает далеко, идет впереди в 30-50 метрах. Заметно, что при сильной боковой волне ему хуже чем нам. Наша лодка гораздо шире и боковую качку переносит свободно, а ему приходится сильно забирать носом на волну. На очередном отдыхе я предлагаю пообедать сухим пайком. Есть хлеб, плавленный сыр (почему-то не елся весь поход), рыбные консервы в масле - теоретически, такие бутерброды можно есть ничем не запивая. Адмирал против. Говорит, после такой еды жажда совсем замучает. Лучше перетерпеть. Но у него другая комплекция, а мы с Ирой щуплые - нам при физических нагрузках голодать совсем нельзя! Готовлю несколько бутербродов, поели вдвоем. Леша героически отказался, а нам значительно полегчало - можно даже еще погрести.
Плывем вдоль берега дальше. Места обжитые, на берегу - лодки, сараи для лодок, рельсы для вытягивания моторных лодок из воды… Скучно мимо всего этого плыть, никакой красоты. Какой-то огромный ржавый бак прямо в море торчит… А может, это потому грустно, что поход кончается?(фото86)
Берег понемногу загибается влево, к западу. Так и должно быть, мы уже на заключительном этапе нашего маршрута, впереди - устья рек Кузема и Березовка.(фото85) Здесь огромный залив Белого моря, по которому мы сегодня весь день плыли - Губа Домашняя - уже совсем узкий, всего около километра, и волнам тут не разгуляться. И ветер тут уже не встречный, а скорее чисто боковой, и вроде бы скорость относительно воды у нас вполне приличная… Почему же мы так медленно движемся вперед относительно берега? Только тут я замечаю, что, оказывается, мы уже довольно долго плывем против мощного встречного течения. Впереди - устье реки, но не может же здесь чувствоваться ее напор? Нет, это начался вечерний отлив, и вода выливается из залива в море. Приливы, отливы, мели, рифы, шторма … Моя куртка и штаны все в белесых разводах - это морская соль. Я чувствую себя настоящим "морским волком". Жаль, на нашем корабле капитану приходится по совместительству работать главным двигателем.
Проходим еще километр, и о чудо!! - ветер стихает. Все правильно, время - около пяти часов, а летом на больших водоемах после ветреного дня ветер обычно стихает к вечеру. На закате же наступает полный штиль. Оказывается и здесь, у самого Полярного Круга, несмотря на полное отсутствие правильной ночи, соблюдается тот же суточный режим ветра. Надо было нам выходить в море под вечер - сколько бы сил сэкономили! Это тоже - ценный опыт для следующих походов: выходить на морской переход, используя вечерний штиль, и обязательно с запасом пресной воды.
Ага, Адмирал повеселел - он узнает знакомые места. И где-то за лесом слышен шум поезда. Вроде бы отсюда до станции всего километра три, и где-то тут есть место сбора всех групп, уезжающих со станции Кузема. Расстояние между двумя малыми береговыми мысами - метров 300 - проходим совсем легко. Ветер стих, встречное течение тоже. Даже усталость почему-то уже не беспокоит, я бы еще часа два погреб… однако, это ФИНИШ. Адмирал пристает к берегу, осматривает место, и кричит нам, что место - то самое.(фото87) Мы пристаем и тоже выходим.
На берегу из камней сложен памятный конус из камней, одновременно он кому-то служил как каменный очаг. Земля вытоптана не одной сотней туристов, закончивавших здесь свои маршруты. Возле каменной пирамиды - почти такой же высоты куча ржавых консервных банок. Все ясно. Здесь начпрод каждой группы расставался с Н.З. и прочими сэкономленными продуктами. Здесь пожиралось все, что было заначено как аварийный запас. Мы начинаем разгружаться.(фото88)
Финиш.
Отвязываю все. что было привязано в лодке.(фото90) Снимаю и вешаю для просушки фартук. Ставлю пустую лодку к дереву - пусть сохнет.(фото89) Судя по карте, немного впереди по берегу есть ручей или маленькая речка. Ира уходит с бутылками, и возвращается с пресной водой - конец мучениям от жажды. Складываю вещи, собираю свою тачку для транспортировки лодки… Перед укладкой лодки провожу последний осмотр днища на предмет повреждений. Нашел один-единственный несквозной задир - пятно около 1 кв. см. Не нужно даже заплатку ставить - достаточно клеем помазать, чтобы ткань не мокла. И это - после прохода около 60 порогов и каменных шивер! Что ж, еще раз убеждаюсь, что выбор лодки был правильным. Именно на надувных и нужно ходить на пороги.
Вот уже почти все уложено. Леша идет на станцию - узнать насчет поезда. По его словам, поезда тут ходят редко, и если мы опоздали на вечерний, то лучше заночевать здесь, на берегу, чем ждать следующего на станции. Приглашает и меня прогуляться, но по-моему, нельзя оставлять девушку в лесу одну. Лучше пусть Ира с Лешей пойдут, а я вещи посторожу. От моря в гору уходит хорошо утоптанная тропинка. Леша говорит, что наверху, метров через 300, проходит лесная грунтовая дорога на станцию. Ушли.
Мои вещи практически собраны, делать больше нечего. Гуляю по берегу - ведь это последняя возможность за этот поход "пообщаться" с морем. Продолжается отлив, вода опустилась уже почти на метр.(фото93) Вот камни, поверх которых мы 2 часа назад подплывали к этому берегу. Теперь на них можно посидеть - они даже высохнуть успели.(фото92) Вот уже можно не замочив ног отойти от места нашего прибытия метров на 20 "в море".(фото94) И я пользуюсь случаем, чтобы сделать соответствующий снимок (вот тут-то и получается у меня этот замечательный кадр с летящим над морем комаром).(фото91) И зреет мысль: - а не искупаться ли мне напоследок? Чтобы память осталась - "купался этим летом в Белом море". Метров на 10 туда-обратно меня хватит - я ведь дома в прорубь ныряю регулярно вот уже вторую зиму. Только вот с комарами как быть? Сожрут ведь насмерть, пока вытираюсь-одеваюсь… В таких нелегких раздумьях проходит минут двадцать, и когда я уже почти решился раздеться, слышу знакомые голоса с горы. Не успел. Прибегает Ирина и объявляет срочный сбор: Леша поймал машину ехать до станции.(фото95) За ней появляется и сам Леша с двумя местными парнями. Ессно, пьяными - другие тут не живут, это я уже понял давно. Быстро запаковали рюкзаки, поднялись на горку - там стоит старенькая "семерка". Что за бред, как в нее поместятся пять человек, три огромных рюкзака и две лодки с веслами? Но местные жители с классическим пьяным оптимизмом говорят, что "щас все будет путем, все влезет". Ах да, мы же в лесу. Багажник-то можно не закрывать - пускай все торчит, что внутри не поместилось. Страхуем груз веревками, два рюкзака - на колени. Действительно, все влезло. Трогаемся. Машина тут же глохнет и больше заводиться не хочет. Парни гоняют стартер пока не начинает садиться аккумулятор. Потом идут разбирать бензонасос, продувать трубки, чистить карбюратор… похоже, нам все-таки светит пеший переход да станции. И хорошо еще, если не придется толкать машину… Нет, все-таки завелась, мы едем.
На машине до станции Кузема всего минут 5 езды. В принципе, можно было и пешком пройти, но наш руководитель Леша очень уважает походы по схеме "колеса-вода-колеса", и ноги ему дороже денег. В чем-то он прав: денег можно еще заработать, а вот новых ног - не купишь. К тому же, он ничего не ел весь день, и почти ничего не пил. Поэтому мы не осуждаем его за потраченные на доставку колесами 300 рублей. К тому же мы успели на поезд.(фото96) Не проходит и получаса, как мы уже загружены в тамбур проходящего пассажирского. Жаль, не до Москвы, а только до Кеми.(фото97) Леша первым делом покупает у проводников холодного пива. Плевать на двойную цену - он целый день мечтал об этом моменте. А я подожду до Кеми.
До Кеми поезд идет меньше полутора часов. Доехали, выгрузились. Вот и замкнулось колечко, 6 дней назад мы тут были. Билеты на Москву если будут, то только утром. Доедаем с пивом остатки хлеба и консервов. Ира засыпает на лавке среди кучи наших вещей. Я гулял вокруг вокзала, но часа в три ночи тоже сломался, и уснул сидя у билетной кассы. Леша продержался до утра.
Рано утром появились билеты. Все, вот теперь уже можно ни о чем не волноваться.(фото98) Около десяти часов приходит поезд - и мы едем домой. В вагоне первым делом ложимся поспать. Ночь очень утомительная почему-то получилась, хотя вроде и не делали ничего. Просыпаюсь после полудня, смотрю - мы прямо вдоль моря едем. Кораблики видно, краны, причалы. Сделал несколько снимков из окна.(фото99) Думал, в фотоальбоме они будут называться типа "Последний взгляд на море", или "Прощание с Белым морем". А карту посмотрел - это и не море вовсе, это уже Онежское озеро.


Июль-август 2002, Москва.

E-mail : alekssi@yandex.ru

Home page : http://alekssi.narod.ru/

 



SpyLOG Яндекс.Метрика