Что такое "Мокумэ-гане" ?

МОКУ-МЭ Японский термин, обозначающий узор из нерегулярных волнообразных линий на клинке. Фактура клинка, похожая по рисунку на фактуру древесины. "В стремлении к увеличению редкости и стоимости ножей современные мастера применили в их отделке удивительный материал, представляющий собой слоистый композит из железа и меди. Насколько мне известно, впервые различные сплавленные сочетания цветных металлов начали применять ещё в очень древнем Китае, в царстве Чу, где из такого материала изготавливали клинки мечей, зачастую с мозаичным узором. На Западе сегодня принято обозначение "мокуме" ("Мокуме-ганэ" (японск) - металлическая сосновая древесина), заимствованное из Японии, в которой такой материал издавна применялся для украшения оружия"

(Л.Архангельский. Узоры на металле).

Мокуме Гане - мокуме (текстура древесины) гане (металл) было изобретено Денбеем Шоами (Denbei Shoami) (1651-1728), который почти всю свою жизнь работал в префектуре Акита, Северная Япония. Он был мастером высшего класса, и ему было дано разрешение использовать имя Шоами из названия школы - Школа Шоами. В то время ему оказывал поддержку крупный феодал района Акита по имени Сатаке. Самая старая его работа - козука (рукоятка меча), в ней он использовал золото, серебро, и медные ламинаты. Изготовление мечей оставило в творчестве Шоами отчетливый отпечаток, именно при изготовлении мечей он понял, что слои цветных металлов можно соединять между собой и получать поверхности, похожие на узорчатую сталь. Несмотря на то, что Шоами известен как создатель мокуме гане, это лишь одна из граней его деятельности. Он также занимает огромное место в истории ремесел как создатель исключительных изделий из стали, деталей и принадлежностей для мечей с применением резьбы и инкрустации. Кроме технологий изготовления мечей, используемых в то время в Японии, на развитие мокуме гане оказывали влияние следующие факторы: высокий уровень мастерства, расширяющиеся познания в металлургии, широкий ряд материалов и цветных сплавов, уже используемых японскими мастерами. Эти факторы, а также накопленный опыт, переходящий от мастера к ученику, внесли значительный вклад в развитие техники мокуме гане. Сегодня найдено лишь несколько экземпляров ранней техники мокуме гане. Уцелевшие, с тех времен, предметы ограничиваются лишь приспособлениями для мечей. Сложность технологии состоит в том, что разные, порой практически не сочетаемые металлы соединяются между собой в причудливые и очень красивые узоры, которые никогда не повторяются. Соединение металлов происходит при высокой температуре и высоком давлении, образуя диффузионное замещение атомов разных металлов в точке их соединения. В итоге, подобно волшебству, без участия припоя, проявляется четкая граница раздела между металлами. Весь процесс очень трудоемкий и очень затратный, требующий высокого ювелирного мастерства. В результате синтеза благородных металлов появляются изделия с характерной харизмой, эстетикой и неповторимостью, проявляя в рисунке старинную технологию мастеров феодальной Японии, даже обручальные кольца с белым золотом меркнут перед красотой изделий, изготовленных в технике Мокуме Гане. Мокуме Гане - это превращение обычного в необыкновенное переворачивающее представление о ювелирном искусстве. Соединение металлов без припоя, металлов которые нельзя соединить в принципе. Колоссальные потери при производстве. Все это предает изделиям в технике мокуме индивидуальность, неповторимость и если хотите характер. Не может не иметь характера то, что появилось на свет против всех законов природы. При создании Мокуме, уходит больше метала чем будет присутствовать в самом изделии. И даже драгоценные камни в изделии Мокуме меркнут, прячутся в узорах, которые создал металл...

(Из обзорной статьи про технику МОКУМЕ)

Яндекс.Метрика